С.Ковалев, прибывший в Вильнюс со своей женой Людмилой, дал интервью 'Республике'
Власть пытается контролировать общество
- Вы еще раз извинились перед литовским народом за оккупацию Советским Союзом. Много ли в России похоже мыслящих людей?
- Много, однако они все еще в меньшинстве. В первую очередь, большая часть вообще не вспоминает о 1939-1940 годах. Многие не верят в существование секретного пакта Молотова-Риббентропа.
- Вы обращали внимание на то, что единственной оппозицией власти в России является гражданское общество. Создается ли оно, и какие факторы воздействуют на него?
- Его пока что нет, но оно создается, я сказал бы, в трудной борьбе. Гражданское общество в России, с одной стороны, взращивается зачатками гражданского общества, а, с другой стороны, высшей властью. Под вывеской гражданского общества власть хочет иметь не так называемые НПО ('неправительственные организации'), а то, что было у нас с вами в советское время и что очень точно обозвал один бойкий человек, - ГОВНО ('государством организованные внеправительственные организации'). Российская власть как раз и создает структуру такой модели.
Чечню спас бы международный мандат
- Как Вы оцениваете нынешнюю власть в Чечне и прошедшие там недавно парламентские выборы?
- В Чечне никакой власти нет. Власть - это правовое понятие, а то, что называется властью в Чечне, - незаконно, поскольку была назначена при помощи сфальсифицированных выборов. В Чечне не действует принятая на референдуме в апреле 2001-го года конституция, поскольку законы России запрещают организовывать в таких условиях, как сегодняшние в Чечне, какие бы то ни было выборы. Так что можно сделать вывод, что все выборы - упомянутый референдум по поводу конституции, первые президентские выборы, когда был избран Кадыров-старший, вторые, когда действительно был избран новый президент Чечни, в конце концов, последние парламентские выборы - незаконны. Все представители власти - Кремлем назначенные самозванцы.
- Как Россия могла бы разрешить проблему Чечни?
- Россия не может разрешить этой проблемы, она потеряла такую возможность. Я мог бы признать, что решение могло быть найдено после долгих, благожелательных, и должен признать, очень сложных, однако честных и последовательных переговоров.
Переговоров, зафиксированных в Хасавюртском соглашении, основные пункты которого были подписаны в Кремле тогдашним президентом России Борисом Ельциным и ныне покойным президентом Чечни Асланом Масхадовым. Согласно этому соглашению позднее должны были пройти переговоры о государственном статусе Чечни. Думаю, что возможности для переговоров потеряны и единственным выходом мог бы стать только перенос разрешения проблемы чеченского конфликта на международный уровень.
Идеальным решением было бы временно предоставить для Чечни международный мандат. Это фантастическая возможность, однако она действительно разрешила бы этот конфликт. Фантастическая, поскольку Запад не готов потребовать этого от России.
Оппозиция слаба и расколота
- Как Вы оцениваете период президентства Владимира Путина - что изменилось со времен Бориса Ельцина?
- Ситуация во времена Ельцина тоже быстро изменялась. Политика Ельцина до начала чеченской войны и ельцинская политика после ее начала - две разные вещи. Ельцин до путча и Ельцин после путча - тоже.
Ситуация в сфере управления в России была нестабильной и осталась нестабильной. Нужно признать, что Путин нынче ее стабилизировал. Однако какими средствами? Ведь Путин - оперативный работник КГБ, подполковник КГБ. Он свои политически убеждения приобрел в этой конторе, которая убила несколько миллионов наших с вами граждан. Путин в России создает политическую систему, черты которой сформировались внутри КГБ, - система абсолютной власти.
- Сейчас в России ясно прослеживается централизация власти. К чему стремится В.Путин, создавая так называемую 'вертикаль власти'?
- Какой бы ни была власть, он, не терпящий сопротивления, стремится к абсолютной власти. Из-за этого нынешняя конституция России, как и конституция сталинских времен, не предназначена для использования. В ней записан принцип разделения власти, но никакого принципа разделения власти в действительности нет. В стране нет независимой законодательной власти - она грубо контролируется кремлевской администрацией. В стране нет независимой судебной власти, средства массовой информации полностью зависимы и управляемы.
- Сможет ли оппозиция объединиться и окрепнуть до 2007 года, когда в России пройдут выборы в Думу?
- Хотелось бы в это верить, однако должен сказать, что наша политическая оппозиция побеждена.
Оппозиция должна бы стать значительно радикальнее и неуступчивее. Если нынешняя оппозиция - 'Яблоко' и Союз Правых Сил - смогли бы договориться не только между собой, но и с Гарри Каспаровым и некоторыми другими силами, такая общая позиция могла бы стать более радикальной и смогла бы реально конкурировать с нынешней властью. Боюсь, что этого до 2007- го года не произойдет, однако надеюсь, что это случится позже.
- Какой Вы видите перспективу России?
- Хотелось бы надеяться, хотя это и довольно трудно, что в России когда-нибудь появится потребность перенять опыт польской 'Солидарности', что когда-нибудь, как в Польше в конце 80-х, в стране пройдет 'круглый стол', где представителям властей будет сказано: мы мирным способом хотим указать вам на дверь, мы здесь собрались для того, чтобы мирно обсудить условия вашей капитуляции.