Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кремль пытается не допустить вступления Украины в НАТО

Если Кремлю все-таки не удастся предотвратить вступление Украины в НАТО, это не приведет к еще одной "холодной войне"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если и есть что-то, в чем "ястребиная" часть правящего режима России готова согласиться со Сбигневым Бжезинским, так это его утверждение, что вступление Украины в НАТО может похоронить надежды на скорое возрождение России как мировой сверхдержавы.

Москва, 16 декабря 2005 года. Хотя Москва, скорее всего, использует целый ряд тайных и публичных мер, чтобы помешать Украине вступить в Организацию Североатлантического договора (НАТО), если Кремлю все-таки не удастся предотвратить вступление Украины в НАТО, это не приведет к еще одной "холодной войне".

Если и есть что-то, в чем "ястребиная" часть правящего режима России готова согласиться со Збигневом Бжезинским (Zbigniew Brzezinski), так это его утверждение, что вступление Украины в НАТО может похоронить надежды на скорое возрождение России как мировой сверхдержавы.

В интересах России, как они понимаются Кремлем, либо принудить администрацию украинского президента Виктора Ющенко отказаться от намерения вступить в НАТО, либо попытаться содействовать смене режима на Украине, чтобы предотвратить ее дальнейшую интеграцию в этот западный альянс безопасности. Это можно было бы сделать посредством резкого увеличения финансовой поддержки традиционной пророссийской оппозиции президенту Ющенко на Восточной Украине.

Инструменты принуждения могут быть как публичными, так и тайными и могут включать такие меры, как угрозы 100-процентного взвинчивания цен на природный газ. Также могут провоцироваться антинатовские настроения в Крыму и на Восточной Украине, где 70% населения выступают против вступления Украины в НАТО (на Украине в целом, судя по результатам проведенного российским центром изучения общественного мнения ВЦИОМ в конце октября с.г. опроса, против вступления Украины в НАТО высказывается 51% опрошенных).

Предстоящие на Украине парламентские выборы и ослабление в результате конституционных реформ роли украинского президента также дают Кремлю шанс изменить проводимый Ющенко и его союзниками курс на европейскую интеграцию.

Однако если эти усилия ни к чему не приведут, и вступление Украины в НАТО станет неизбежным, это не явится тормозом для отношений России с НАТО, Западной Европой и Соединенными Штатами Америки.

Если станет ясно, что Украина вскоре вступит в НАТО, Россия, вероятно, еще до этого события пересмотрит весь спектр отношений с Украиной и с другими своими соседями в сфере безопасности, политики и экономики и попытается свести к минимуму ожидаемые негативные последствия присоединения Киева к этому альянсу.

Когда процесс приема Украины в НАТО достигнет финальной стадии, Россия, по всей вероятности, попытается разжечь антизападную риторику, однако она, как считают, не станет отвращать от себя США и Западную Европу и пытаться длительное время препятствовать Украине.

Хотя эта проблема может быть широко использована для мобилизации общественности в поддержку целого ряда других вопросов внутренней и внешней политики, Кремль, кажется, осознает, что цена попытки отмщения или препятствования, если Украина все же вступит в НАТО, перевешивает возможные выгоды.

Это понятно даже "ястребам" в команде президента Владимира Путина, учитывая масштабы и важность экономического и политического сотрудничества России с США и Западной Европой, а также личную деловую заинтересованность правящей элиты России в поддержании дружественных отношений.

Подлинным тормозом для отношений России с Западом может стать Белоруссия

Но, если Москву, быть может, удастся заставить терпимо отнестись к вступлению Украины в НАТО, то смена режима в Белоруссии, которая превратила бы эту страну в государство, добивающееся членства в Европейском Союзе (ЕС) и стремящееся в НАТО, могла бы стать подлинным тормозом для отношений России с Западом.

Россия, безусловно, попыталась бы компенсировать утрату и без того уже сомнительного нейтралитета Украины посредством превращения Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в полномасштабный военный союз, располагающий боеготовыми вооруженными силами. Недавние заявления начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ Юрия Балуевского свидетельствуют о том, что ОДКБ станет составной частью реакции военно-политического руководства России на вступление Украины в НАТО.

"Наблюдаются попытки ослабить Содружество Независимых Государств (СНГ) путем вербовки отдельных стран СНГ в НАТО", - сказал Балуевский ранее в этом месяце. Как сообщило агентство "Interfax", этот четырехзвездный генерал сказал, что Россия в данном процессе "будет отстаивать свои интересы".

Высказывания Балуевского последовали за предостережением министра обороны РФ Сергея Иванова, что Россия прекратит военно-техническое сотрудничество с Украиной, если та вступит в НАТО. Секретарь Совета Безопасности РФ Игорь Иванов ранее в этом месяце тоже обвинил США и НАТО в оказании давления на бывшие советские республики Средней Азии.

Несмотря на всю эту риторику, Россия, по всей вероятности, сохранит двусторонние отношения в сфере обороны и безопасности с самыми могущественными из государств - членов НАТО, такими, как США и государства "старой Европы", даже если Украина и добьется приема в НАТО.

Однако все еще существует возможность, что Россия выйдет из натовской программы "Партнерство во имя мира" и принудит других членов ОДКБ последовать ее примеру, но такой шаг, по всей вероятности, будет сопровождаться также предложением об установлении партнерских отношений между НАТО и ОДКБ.

Менее вероятно, что Россия захочет выйти из Совета Россия-НАТО, учитывая тот сравнительный престиж, который ей дает участие в этом органе, поскольку Россия воспринимается в нем как равноправный партнер. Однако Россия равным образом может потребовать, чтобы этот орган был преобразован в Совет ОДКБ-НАТО или, как альтернатива, потребовать для себя права вето в Совете Россия-НАТО при рассмотрении определенных вопросов.

Фактически, политика Кремля, стремящегося включить в уравнение ОДКБ, стала очевидной в ходе недавней встречи министров иностранных дел НАТО и России, когда российский министр иностранных дел Сергей Лавров попытался заявить о себе как о представителе ОДКБ, а не только одной России.

Удерживая в составе ОДКБ Армению и другие страны, Москва, скорее всего, с помощью кнута и пряника будет и дальше обхаживать Иран, Азербайджан и Туркменистан, чтобы попытаться уравновесить усиление влияния НАТО, США и ЕС в зоне Черного и Каспийского морей, которому способствовало бы членство Украины в западном военном альянсе.

Россия может также попытаться преобразовать Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС) в еще один вполне оперившийся союз с обязательствами участников в случае агрессии оказывать взаимную помощь, чтобы еще больше укрепить свои позиции относительно НАТО на арене континентальной политики.

Если мыслить менее широкими категориями, вступление Украины в НАТО может заставить Россию начать вывод своего Черноморского флота из Крыма ранее 2017 года, когда истекает срок действия нынешнего соглашения об аренде его главной военно-морской базы в Севастополе. Анатолий Матвиенко, заместитель начальника секретариата украинского президента Ющенко, заявил на пресс-конференции в Киеве на прошлой неделе, что Украина, возможно, потребует, чтобы Россия больше платила за аренду береговых районов и объектов инфраструктуры для своего Черноморского флота на Крымском полуострове.

В соответствии с соглашением от 1997 года, Москва должна ежегодно платить Украине 93 млн. долл. США, но эта сумма регулярно списывается в счет уплаты долга Украины за поставки российского природного газа.

Матвиенко озвучил эту перспективу повышения арендной платы, которая может стать действительностью только в случае аннулирования соглашения от 1997 года, в ответ на требование России, чтобы Украина больше платила за российский газ. Ющенко - который этой весной сам публично говорил о возможности повышения арендной платы для Черноморского флота России - открыто не поддержал угроз своих подчиненных, а его пресс-секретарь Ирина Геращенко на все той же пресс-конференции в Киеве сказала, что украинское руководство не хотело бы увязывать переговоры по газу с другими вопросами. Вместо этого украинский президент в понедельник выразил надежду, что обе стороны найдут "взаимовыгодное решение".

Однако в то время как воинственная риторика в газовой войне рано или поздно утихнет, вопрос о том, придется ли России уходить из Севастополя ранее 2017 года, останется, поскольку Украина будет и дальше наращивать свои усилия по вступлению в НАТО.

В придачу к флоту, негативное влияние заявки Украины на вступление в НАТО могут вскоре почувствовать также Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) РФ. Фактически, РВСН, возможно, придется снимать с вооружения межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) SS-18 (условное обозначение НАТО - прим. пер.) и другие МБР советской эры, которые, как сообщила ранее в этом месяце "Независимая Газета", были разработаны, изготовлены и запрограммированы на дальнейшую модернизацию с целью продления срока службы в головном конструкторском бюро (ГКБ) ракетостроения "Южное" в Днепропетровске.

Аналогичным образом, российские Военно-Воздушные Силы (ВВС) тоже зависят от украинского конструкторского бюро (КБ) имени Антонова и Завода имени Артема в вопросе технического обслуживания и продления срока службы самолетов марки "Антонов" и ракет класса воздух-воздух Р-27. Завод "Мотор Сич" в Запорожье тоже является эксклюзивным поставщиком двигателей для российских военных вертолетов, а украинские заводы поставляют большую часть газотурбинных двигателей для кораблей Военно-Морского Флота (ВМФ) России. Однако зависимость России от Украины в вопросах обслуживания и продления сроков службы вышеназванных и других систем будет сокращаться по мере их устаревания и списания.

Что касается обычных вооружений, военно-политическое руководство России понимает, что оборонная промышленность страны не способна производить весь спектр вооружений. Следовательно, связи с поставщиками второстепенных комплектующих элементов для российских систем оружия не будут прерваны по причине политических соображений такого рода, как членство Украины в блоке НАТО.

Что касается будущих ключевых проектов, Россия уже ведет поиски других партнеров, таких, как Индия, которую пригласили к участию в проекте создания истребителя пятого поколения. Что же до Черноморского флота, российское военно-политическое руководство поняло неизбежность вывода его из Севастополя и сегодня инвестирует в строительство новых военно-морских баз в Новороссийске и в других местах на российском побережье Черного моря. Это скорее финансовая жертва, чем утрата безопасности, ибо вне зависимости от того, где он базируется, Черноморский флот России не может обойти Черноморские проливы, если он хочет действовать в Средиземном море или еще дальше, в мировом океане.

Однако когда речь заходит о негативном влиянии вступления Украины в НАТО на боевой потенциал российских Вооруженных Сил, выявляется одно слабое место: российские военные могут найти для себя чрезмерно дорогостоящей и требующей много времени компенсацию утраты доступа к данным радиолокационных постов (РЛП) системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Мукачево, Закарпатье, и в Севастополе, Крым.

Неважно, демонтирует ли Украина РЛП в Мукачево и Севастополе - как это сделала Латвия с РЛП в Скрунде - или переориентирует поток получаемых ими данных на НАТО, утрата этих двух РЛП нанесет самый сильный удар по уровню боевой готовности "триады" стратегических ядерных сил (СЯС) России. Даже при использовании РЛП в Мукачево и Севастополе эта "триада" уже наполовину слепа, принимая во внимание тот факт, что утрата РЛП в Скрунде и невозможность своевременно восполнять орбитальную группировку спутников СПРН повышают вероятность того, что эта "триада" может отреагировать на ложный сигнал тревоги запуском боевых ракет с ядерным зарядом.

Но, хотя утрата двух вышеназванных РЛП является весьма ощутимой, ее можно компенсировать, если Министерство обороны РФ убедит Кремль в необходимости включить СПРН в перечень приоритетных федеральных программ и "выбьет" из раздувающегося стабилизационного фонда достаточно денег, чтобы построить новые РЛП и запустить новые спутники раннего предупреждения.

Однако, как считает Александр Храмчихин из московского Института военного и политического анализа, России следует в одностороннем порядке сократить сотрудничество с Украиной вне зависимости от того, сумеют ли на этот раз две стороны договориться о цене на газ, поскольку при новом руководстве Киев стремится к членству в НАТО и, вероятно, когда-нибудь добьется приема в этот альянс.

Прежде всего, как считают и Храмчихин, и директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, России следует первым делом снизить свою зависимость от своего арсенала МБР и от расположенных на территории Украины средств системы СПРН.

Эксперты говорят, что Москва, пока она пытается найти замену для украинских субподрядчиков, может использовать собственные рычаги влияния на Украину, поскольку многие украинские поставщики комплектующих изделий для российских предприятий по производству вооружений не имеют других рынков сбыта своей продукции и, таким образом, находятся в зависимости от своих российских партнеров.

В целом, украинская промышленность нуждается в России не меньше, чем российская промышленность нуждается в Украине, поскольку Россия является крупнейшим рынком для украинских предприятий, таких, например, как трубные заводы и заводы по производству вооружений. С другой стороны, говорят они, ЕС импортирует с Украины главным образом сырье.

По свидетельству Виталия Шлыкова, бывшего заместителя министра обороны и одного из ведущих российских независимых военных экспертов, России вообще не следует пересматривать свое сотрудничество с Украиной в области производства вооружений из-за того, что этот сосед намеревается вступить в НАТО, так как Россия больше не может рассчитывать на то, что сумеет самостоятельно разрабатывать и производить весь спектр необходимых ей вооружений.

"Эта перебранка из-за газа напоминает мне банановые войны, которые вели Соединенные Штаты и Европа, - сказал он репортеру ISN. - Нельзя позволить, чтобы перебранка перекинулась на военно-промышленное сотрудничество, поскольку никакая страна в мире, даже Соединенные Штаты, не говоря уже о России, не может надеяться выпускать весь спектр вооружений".