Через 'Газпром' на кремлевский трон? Если рассматривать ситуацию, будучи в подпитии, то у Герхарда Шредера в России самые неожиданные шансы для карьеры - и опасности.
Для Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) речь идет не о газе для Германии, а о деньгах для собственного кошелька, такое предчувствие появилось у недобрых людей, видящих все в черном свете, и завистников, когда стало известно, что бывший канцлер успешно завершил акцию по трудоустройству в российском концерне 'Газпром' в своих собственных интересах.
Деньги как тягостный побочный эффект
Хорошо, ежегодное вознаграждение у членов наблюдательного совета в концерне 'Газпром' доходит порой до нескольких миллионов евро. Однако для такого чистокровного политика, как Шредер, деньги, безусловно, в большей мере - презренное побочное явление, а не самоцель.
Даже если оставить в стороне всю серьезность вопроса, то разве не будет намного правильнее, вместо того, чтобы допускать, будто бывший канцлер имеет 'склонность к алчности', говорить о том, что он мыслит историческими категориями. Сознавая историческую зависимость человеческого существования, он хорошо понимает, какую громадную роль сыграли немцы в российской истории.
Еще сотни лет назад мужественных людей из Швабии и Пфальца тянуло в поисках нового счастья на восток, в степи Поволжья. Почему же канцлеру, следующему примеру ремесленников и купцов того времени, приходится выслушивать критику. Новое начало на востоке, или кратко - переселение.
Любое начало бывает скромным
История дает возможность понять, каким великим примерам следует бывший канцлер. Только самые большие скептики могли не видеть того шанса, который дает им переселение на восток. Хорошо, любое начало бывает всегда скромным. Но с чего-то начинала и София фон Ангальт-Цербская-Дорнбург (Sophie von Anhalt-Zerbst-Dornburg), Могла ли юная немка предполагать, выходя, в свое время, замуж в России, что через несколько лет сама займет царский трон? И войдет в историю как Екатерина Великая?
Определенные аналогии, по крайней мере, после нескольких рюмок водки, нельзя считать необоснованными. Свадьбу на востоке как трамплин для второй карьеры Шредера, в отличие от Екатерины, вряд ли можно принимать в расчет по причинам достаточно известным. Поэтому пост председателя наблюдательного совета в кремлевском концерне 'Газпром' дает бывшему канцлеру многообещающий шанс войти в коридоры власти России.
'Герд-Газпромский'
Почему бывший канцлер, как старый политический рубака, не сможет сделать то, что сделала молодая немецкая барышня, к тому же из новых федеральных земель? Не получим ли мы после Екатерины Великой и Папы еще одного немца, занявшего ведущую позицию за рубежом? Не появится ли у нас скоро царь? 'Герхард Первый' или 'Герхард Газпромский'? Кто не верит в это, просто выпил мало водки, можно было бы возразить по-русски особо недоверчивым людям.
Но даже при самом трезвом подходе к решению таких задач-головоломок, действительно есть одна проблема: что делать с нынешним главой государства? Поскольку Владимир Путин бегло говорит по-немецки, то напрашивается побег на Запад. Только подходящие посты - дефицитный товар. Место федерального президента всемогущего Путина вряд ли устроит. Он, в частности, привык, выступать только в роли политика, приносящего хорошую погоду, тем не менее, по меньшей мере, за кулисами, он с удовольствием дергает за веревочки сам.
Меркель как генерал-губернатор
Ведомство канцлера снова в жестких руках. Кремль, конечно, мог бы попытаться освободить место для Путина, а Ангелу Меркель (Angela Merkel) заманить предложением, от которого было бы невозможно отказаться: стать, например, генерал-губернатором в Чечне. Однако опытная Меркель, немка с востока, в отличие от своего предшественника, видимо, хорошо знает Россию, чтобы принять такое предложение.
Одним словом, если царский трон окажется занятым или чуть великоватым для 'Герхарда Газпромского', то для планирования карьеры есть и другие исторические примеры. Например, Генрих Остерман (Heinrich Ostermann). Под своим новым именем Андрей, урожденной Бохума, дослужился при царице Анне Иоанновне до премьер-министра и считался некоронованным императором.
Лишен всякой чести и имущества
У поста председателя наблюдательного совета в 'Газпроме' есть, как и в историческом примере с Остерманом, своя ловушка. После государственного переворота, совершенного будущей царицей Елизаветой, Остерман, любимчик ее предшественницы, был арестован и приговорен к смерти. Помилованный и приговоренный к пожизненной ссылке он умер, лишенный чести и всего своего имущества, спустя пять, лет в Сибири, в Тюменской области, где сегодня добывают нефть и газ.
Остерман может служить для Шредера предостережением. Насколько щедро и великодушно российские правители балуют не одно столетие своих любимчиков, настолько же капризной была эта благосклонность. И милость слишком быстро сменяется проклятьем.