Балтийское море: в его акватории сражения происходили столько раз, что дно Балтики усеяно десятками тысяч мин, десятками тысяч тонн затопленных снарядов с химической начинкой и десятками тысяч остовов судов.
В местечке Бабаево, что в 800 километрах к востоку от Санкт-Петербурга, были пару недель тому назад сварены первые стыки нового газопровода. Это СЕГ - Североевропейский газопровод, который пройдет до Выборгского района и 'нырнет' в Финский залив. Он будет проложен восточнее острова Готланд и 'вынырнет' через несколько лет уже в Германии у городка Грайфсвальд (Greifswald).
Основным акционером СЕГ является государственное газонефтяное предприятие России Газпром со своей долей в 51%. Остальные участники проекта - немецкие фирмы BASF и EON. Председателем совета директоров объединенного 'газового сообщества' стал бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер, которому назначено такое трудовое вознаграждение, которое соответствует уровню поставленной перед ним задачи.
А в конце ноября 2005 года в Таллинне состоялось заседание межпарламентской группы стран Балтии и Польши Baltic Assembly, на котором проект по строительству СЕГ был подвергнут сильной критике. В принятой на заседании резолюции все страны Балтийского региона призываются к бдительному контролю за строительными работами, ибо затопленные в Балтийском море бывшим Советским Союзом после Второй мировой войны химические заряды могут, если их потревожить, привести к экологической катастрофе. Ответа официальной Москвы на подобную критику пока нет.
На торжественном открытии работ по строительству СЕГ (в Вологодской области) было с уверенностью заявлено, что проблема охраны окружающей среды учитывается при осуществлении этого проекта так серьезно, как никогда ранее.
Нервно-паралитический газ попал в среду обитания рыб
В годы Второй мировой войны отравляющие газы не использовались, хотя для военных целей их было произведено огромное количество. После окончания сражений на территории Европы союзники обнаружили на складах поверженной и оккупированной Германии химическое оружие в виде готовой начинки для мин и авиабомб. Общий вес смертельного запаса составлял сотни тысяч тонн.
Было принято простое решение, чтобы избавиться от него: химическое оружие затопили в море. Межпарламентская ассамблея бывших советских прибалтийских республик и Польши указала обвиняющим перстом, заседая в Таллинне, на СССР, но в операции по затоплению оружия принимали участие армии всех основных государств-союзников. Американцы погрузили 130 000 тонн химического оружия на 42 судна, которые и направились к Северному морю. Шторм застиг этот конвой в море, и большая часть указанных кораблей была сознательно затоплена в проливах Скагеррак и Каттегат, соединяющих Балтику с Северным морем.
Англичане затопили, по данным различных источников, 8 000 тонн химических зарядов к востоку от острова Борнхольм и 15 000 тонн к западу от этого острова, принадлежащего Дании. Балтийский флот Советского Союза принял участие в затоплении на обширных территориях в 35 морских милях к востоку от этого острова примерно 35 000 тонн химических бомб и снарядов. Бывшая Восточная Германия - ГДР - также приложила руку к подобным операциям.
Датский департамент по охране окружающей среды предоставил в 1994 году доклад Хельсинкской комиссии экологов стран Балтийского региона, в котором было заявлено, что на дне Балтики лежит до 40 000 снарядов, содержащих отравляющие вещества. В докладе содержится вывод о том, что не следует предпринимать попыток к подъему этого арсенала, хотя балтийские рыбаки и оказывались десятки раз под воздействием отравляющего горчичного газа.
Часть затопленных бомб и снарядов содержит слезоточивый газ и вещества, раздражающие дыхательные пути. В затопленных минах есть фосген, мышьяк, горчичный газ и табун - сильнодействующий нервно-паралитический газ.
Разминирование продолжается до сих пор
Примерно неделю тому назад были эвакуированы жители домов, прилегающих к порту Гетеборга (это центр города): рыбацкий трал случайно выловил и притащил к пирсу небольшую английскую, видимо, сброшенную с самолета в годы войны, заржавевшую морскую мину уже без 'рогов'. Корреспондент финского информагентства СТТ Ари Сетяля (Ari Setala) взял в связи с этим интервью у специалиста научно-исследовательского института (FOI) сил самообороны Швеции Пауля Стрема (Paul Strom), который заявил, что у западного побережья Швеции может находиться от 50 000 до 60 000 морских мин, а в водах Финского залива - даже до 100 000 мин.
Финляндские специалисты в этой области не доверяют полностью высказываниям шведского коллеги относительно количества не обезвреженных морских мин в Финском заливе. Немцы, финны и русские оставили во время морских баталий в 1939 - 1945 годах в акватории этого залива 'всего' около 60 000 морских мин.
Большая их часть была взорвана под воздействием 'мигрирующих' льдин, но расстрелянные при разминировании, затонувшие, но не разорвавшиеся мины, конечно же, ушли на дно.
В прибрежных водах стран Балтики разминирование продолжается и сейчас. За 1995 - 2004 годы было проведено 14 масштабных операций, в результате которых на поверхность моря вынырнуло 344 мины, позже обезвреженных.
Подобные операции проходят и в рамках военно-морских учений стран НАТО на Балтике. В ноябре 2001 года интернациональный отряд из 22 военных судов обезвредил в акватории, примыкающей к порту Таллинна, до 50 морских мин, одну большую донную мину и три не сработавших торпеды.
Кроме мин на дне Балтийского моря лежат тысячи, если не десятки тысяч, остовов затонувших судов и кораблей. Некоторые дают знать о себе, 'выпуская' из ржавеющих корпусов, трюмов и хранилищ солярку и нефть. Плюс к этому краснознаменный военно-морской Балтийский флот потерял в годы Второй мировой 38 боевых подводных лодок, из которых известно местонахождение всего двух.