Кризис в отношениях России и Украины по газовой проблеме достиг апогея. До Нового года осталось четыре дня, а контракт на поставку газа и транзит до сих пор не подписан. Эксперты считают, что Москва намеренно загоняет Киев в угол, не оставляя ему другого выхода, как отдать свой транзитный газопровод в распоряжение россиян.
Плата за инакомыслие
Кризис в отношениях России и Украины стал частью глубокого кризиса энергетической политики России, которая проводилась в прежние годы. В соответствии с ней Россия поставляла в постсоветские страны дешевые энергоносители, но взамен рассчитывала на политическую лояльность. Под понятием "политическая лояльность", в первую очередь, понимался отказ от интеграции в евроатлантические структуры, а также создание льготных условий для покупки российскими компаниями экономических активов стран-союзников.
После смены власти в Грузии и на Украине этот формат отношений больше не мог работать: встал вопрос о выработке новой энергетической политики. Ответ был найден быстро: для пророссийских стран (Белоруссия) газ будет поставляться по льготной цене 46 долларов за 1000 кубометров, для прозападных (Украина, Грузия, Молдавия и т.д.) - по рыночной от 160 до 230 долларов.
И хочется, и колется
То, что с Украиной переговоры о переходе на новые, рыночные, отношения идут наиболее тяжело, неудивительно. Дело в том, что России газовый контракт нужен не меньше, чем Украине. Только в случае подписания договора о газовых поставках Украине Россия сможет выполнить все обязательства перед западно-европейскими потребителями. По разным данным, через территорию Украины в Западную Европу экспортируется от 75 до 82% всего российского газа.
В отсутствие договора о поставках газа Украине Россия теоретически может поступить двумя способами: либо вообще прекратить поставки газа, либо поставлять лишь тот объем, который идет на экспорт. В первом случае Россия по собственной воле нарушит свои обязательства перед своими потребителями в Западной Европе, что невозможно. Во втором - она рискует столкнуться с так называемым техническим отбором газа со стороны Украины. Это давняя практика, которую на Украине связывают с необходимостью разгружать газопровод, который якобы не позволяет экспортировать газ выше своей пропускной способности. Россия называет это банальным воровством.
В случае технического отбора Западная Европа может также недополучить около 20 млрд. кубометров газа (всего Россия прокачивает по украинской газопроводной системе около 130 миллиардов, из них около 110 идет на экспорт). Но вина здесь уже будет лежать полностью на украинской стороне. А она не хочет портить отношения с ЕС. Именно поэтому Украина не идет на подписание контракта на транзит без договора о поставках газа украинским потребителям.
Все дело в несостоявшемся консорциуме
13 декабря глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что компромисс между Россией и Украиной по газовой проблеме может быть найден, если Украина согласится реанимировать проект газотранспортного консорциума.
Для справки: Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины был создан на паритетных началах между Россией и Украиной в 2002 году. Первоначально проект газового консорциума предусматривал приватизацию газотранспортной системы Украины, по итогам которой России принадлежал бы контрольный пакет, а оставшуюся часть поделили бы между собой Украина и иностранный инвестор. Если бы этот проект был воплощен в жизнь, то Россия полностью избавилась бы от проблем в отношениях с западно-европейскими потребителями.
Однако смена власти на Украине поставила крест на консорциуме. И, по мнению руководителя аналитического департамента Центра политических технологий Татьяны Становой, именно это событие, а не стремление Украины в НАТО и ЕС стало источником "газовой войны" между двумя странами. Как утверждает Становая, в действительности Россия хотела компенсировать потерю политической зависимости Украины контролем над ее газопроводной системой.
"Фактически Кремль идет ва-банк. Москве не нужны деньги за газ от Киева, иначе она согласилась бы на поэтапный переход на рыночные отношения (постепенное повышение цен на газ. - Прим. Телеграфа), который предлагал Виктор Ющенко. Москве нужен контроль над стратегически важным газопроводом. Тактика Кремля состоит в том, чтобы поставить Украину в максимально жесткие условия, с тем, чтобы на их фоне убедить ее вернуться к проекту газотранспортного консорциума", - заявила эксперт в интервью интернет-изданию Politcom.
Временный контракт
Становая не исключает, что России и Украине придется пойти по пути "отложенного решения": то есть заключать контракты на месяц с последующим продлением. Проблема состоит в том, что сейчас Виктора Ющенко очень трудно уговорить на условия Газпрома - на Украине предстоят выборы, и "сдаваться" России именно сейчас президенту невыгодно.
Впрочем, по мнению эксперта, даже в том случае, если после выборов Ющенко и согласится на возрождение идеи газотранспортного консорциума, то это решение будет иметь лишь краткосрочные перспективы. В долгосрочной же перспективе обе страны будут искать пути освобождения от обоюдной зависимости: Россия начнет строить обходные пути газопроводов (Североевропейский газопровод), а Украина - искать альтернативные источники газа.
____________________________________________________________
Главный редактор ежедневной латвийской газеты на русском языке 'Телеграф' Татьяна Фаст отвечает на вопросы читателей ИноСМИ.Ru