Энергоснабжение Украины и Европы будет оставаться ненадежным до тех пор, пока оно находится в руках сомнительных фирм. Киев и ЕС зависят друг от друга.
Облегчение Европы в связи с мнимым завершением газового конфликта между Россией и Украиной можно было почувствовать в Киеве. Впрочем, эта договоренность вызывает больше вопросов, чем дает ответов на них. Поскольку энергоснабжение Украины было передано в руки сомнительных фирм, имеющих связи с международной преступностью, соглашение заложило фундамент, возможно, для еще более опасных кризисов. Поэтому я буду бороться против соглашения в судебном порядке. Гласное рассмотрение в суде должно помочь выяснить, кто точно получит выгоду от этой сделки.
Договоренность между Украиной и 'Газпромом' неприемлема, так как будущее энергоснабжения нашей страны оказалось в руках компании под названием 'РосУкрЭнерго', криминальной раковой опухоли на теле нашего государственного газового концерна. Компания 'РосУкрЭнерго' была создана в последние месяцы господства Леонида Кучмы. Компании, странным образом, удалось получить контроль над всем газовым импортом Украины из Средней Азии. С подписанием договора этот контроль усиливается.
Поскольку до прихода в политику я работала в газовой промышленности, то знаю, что торговля газом в странах бывшего Советского Союза не обходится без коррупции. Когда я была премьер-министром, я пыталась заставить мое правительство собрать сведения о 'РосУкрЭнерго', чтобы выяснить, кто является реальным собственником, и как удалось создать своего рода монополию, и куда идет прибыль. Но так как я теперь больше не премьер-министр, расследование было прекращено.
Ненадежное снабжение
Энергоснабжение Украины и всей Европы будет оставаться ненадежным до тех пор, пока транспортировка газа будет находиться в руках непрозрачных фирм с неизвестными собственниками. Но проявившиеся в результате газового спора проблемы выходят за рамки надежного энергоснабжения и вновь вызывают вопросы о месте Украины в Европе и в мире. Конфликт показывает, что Украина должна играть в европейских делах более выраженную роль. Мы обязаны взвесить, в какую Европу мы идем, какую позицию занимаем в балансе между Россией и ЕС, и как обрести необходимую уверенность, чтобы считаться полноценным действующим лицом на международной арене.
Украина не наивна. Взгляд украинцев, находившихся не одно столетие в составе России, а позднее советской империи, на свою страну и ее интересы бывал разным. В результате украинцы зачастую слишком робки, когда речь заходит о том, чтобы энергично представлять независимые интересы. Отношения Украины с остальным миром, как и у любой другой страны, тоже определяются четырьмя связанными между собой факторами: историей, патриотизмом, национальными интересами и географическим положением. Украинцы по праву чувствуют себя гражданами нормальной, независимой страны и хотели бы, чтобы к ним соответственно и относились. Но это не означает, что мы замалчиваем свою историю и хотим выхолостить наши исторические связи. Действительно, украинские интересы образуют хорошо знакомый треугольник из экономических, политических и стратегических приоритетов. Мы хотим свободной торговли и открытых рынков по всему миру, процветающих и демократичных соседей, и мы не хотим быть на переднем крае конфликта и еще меньше - быть возможным театром боевых действий между Россией и Западом. Наша цель - демократическая Украина, окруженная процветающими, одинаково настроенными соседями на Востоке и на Западе.
Ограниченная уязвимость
Конечно, опасность тирании, волнений и войн на так называемом постсоветском пространстве велика. Поэтому Украина очень стремится к тому, чтобы снизить свою уязвимость. Восхищение украинцев перед ЕС основывается на представлении, что европейская безопасность неделима. Мы, конечно, видим, что лишь немногие, даже из числа самых ярких поборников европейской интеграции, хотят помочь Украине, чтобы она быстро стала членом ЕС. Но опасность для снабжения газом ЕС показывает, что наши судьбы взаимосвязаны. Запланированное строительство Балтийского газопровода, по которому газ будет подаваться из России прямо в Германию, минуя Польшу, Украину, государства Балтии, представляет собой опасность, так как 'Газпром' получит возможность перекрывать некоторым потребителям газовый кран, не ставя под угрозу западные рынки, которым он отдает предпочтение. Но угроза существует не только для Украины, а и для членов ЕС, таких, как Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения и три государства Балтии.
Украина хочет безопасности и стабильности, и можно напомнить о том, что нам в этой области есть что предъявить. Наше решение десятилетней давности об отказе от нашего ядерного статуса является самым очевидным свидетельством наших добрых намерений и политической зрелости.
Кризис вокруг снабжения газом нельзя раздувать. Украина как страна сегодня надежнее, чем раньше. Но украинцы не чувствуют той уверенности, которая должна быть у них. Лучший путь для того, чтобы избавиться от неопределенности и найти выход из сложной ситуации, заключается в том, чтобы ясно мыслить и решительно действовать и не идти ни на какие сделки, которые передают будущее стран в руки сомнительных компаний.
Юлия Тимошенко была премьер-министром Украины. В марте она выступит на выборах против партии президента Виктора Ющенко. www.project-syndicate.org