Вчера все иностранные корреспонденты в Москве собрались на ежегодную пресс-конференцию главы МИДа России Сергея Лаврова. За два часа общения 25 журналистам удалось задать 38 вопросов. Самые популярными темами были: Иран и его ядерная программа; Украина - газ и крымские маяки; конфликт на Ближнем Востоке. Несмотря на эти мировые катаклизмы, корреспондент 'Часа' решил прояснить ситуацию с приездом Путина в Латвию.
Министр иностранных дел России ответил на вопросы 'Часа'
'Час': -Г-н министр, в Латвии активно обсуждается возможный приезд Владимира Путина в Ригу на саммит НАТО в ноябре этого года. Какова вероятность того, что этот визит состоится?
Сергей Лавров (не допуская продолжения темы): - Пока не известно, о каких-либо приглашениях представителей России на саммит НАТО.
- После двухлетнего перерыва возобновились консультации между представителями МИД России и Латвии. Какие вопросы вы бы хотели решить в первую очередь?
- Нельзя сказать, что контакты между министерствами обеих стран возобновились только сейчас. Они продолжались, по крайней мере я встречался со своим латвийским коллегой несколько раз. Нам есть что обсуждать, в частности, международные аспекты взаимодействия в рамках Совета РФ - НАТО, Россия - Евросоюз.
Мы активно обсуждаем и правозащитную проблематику, вопросы соблюдения всеми странами международных документов и соглашений, в том числе обеспечение прав национальных меньшинств. Мы добиваемся, чтобы Латвия выполняла решения европейских структур, касающиеся прав неграждан, ведь само по себе понятие 'неграждане' является аномалией для современной Европы.
Отвечая на вопрос о подписании договора о границе с Латвией, Сергей Лавров сказал, что Россия по-прежнему готова подписать договор, но без каких-либо увязок. 'Мы и в прошлом году были готовы его подписать в чистом виде. Со стороны Латвии была просьба не нагружать документ дополнительными заявлениями. Как развивались события, вы знаете. Мы были удивлены, когда Латвия преподнесла нам сюр- приз в виде политического 'довеска', который противоречит ряду положений уже согласованного документа'.
Однако, несмотря на разногласия, по словам главы МИДа, двусторонние отношения развиваются. 'Работа идет. Контакты продолжаются. Когда обе стороны увидят экономическую выгоду - будут договоренности'. Тем не менее, подчеркнул министр, 'наши отношения едва ли смогут получить положительную оценку со стороны России, пока должным образом не будут решены проблемы национальных меньшинств в Латвии и, прежде всего, русскоязычного населения. Эту проблему надо решать в соответствии с рекомендациями европейских и международных институтов, ни больше ни меньше'.
То же самое было сказано министром и по отношению к Эстонии: 'Мы готовы к возобновлению переговоров по договору о границе, но при условии, что мы фактически начнем с чистого листа и никаких увязок с теми принципиальными договоренностями, которые у нас с Эстонией достигнуты, не будет'.
Иран: с ядерной темой надо аккуратно
Самой горячей темой пресс-конференции была ситуация вокруг Ирана. Кое-кто из журналистов отслеживал ситуацию по мобильникам в режиме on-line и задавал вопросы по событиям буквально минутной давности:
- Вот только что пришла информация, что Тегеран предложил 'европейской тройке' (Франция, Великобритания, Германия) возобновить переговоры по урегулированию иранской ядерной проблемы и предупредил, что отказ от переговоров, созыв внеочередной сессии Совета управляющих МАГАТЭ и иные способы давления и угрозы не только не помогут решению проблемы, но и заведут дипломатический процесс в тупик. Как вы прокомментируете?
- Я поддерживаю призыв о возобновлении переговоров, но исхожу из того, что реально это сделать возможно только на общеприемлемых условиях, при условии моратория Тегерана на обогащение урана, - сказал Сергей Лавров.
Он сообщил, что переговоры с Ираном по российской инициативе о создании на территории РФ совместного предприятия по обогащению урана состоятся ориентировочно 16 февраля. На сегодняшний день российское предложение о создании с Ираном совместного предприятия для обогащения урана на российской территории остается на столе переговоров.
Что касается мер воздействия на Иран, то тут г-н Лавров не сторонник резких мер:
- Санкции - отнюдь не лучший и не единственный способ решения проблем. Мы помним историю санкций против Ирака и знаем, чем это кончилось. Вопрос о санкциях ставит телегу впереди лошади. Мы должны сделать все, чтобы в рамках МАГАТЭ получить максимум информации относительно ядерной программы Ирана, а Иран должен сделать больше, чем он уже сделал к настоящему времени. Наши общие усилия должны быть направлены на то, чтобы обеспечить ответы на все вопросы, поставленные инспекторами МАГАТЭ, и обеспечить сохранение режима нераспространения.
Лавров подчеркнул, что Россия в иранском ядерном вопросе 'намерена действовать предельно аккуратно, избегать лишних резких движений, которые могут обострить ситуацию'. Российско-иранские проекты будут реализованы в условиях, когда режим нераспространения будет полностью соблюдаться. 'Надеемся, что иранские друзья прислушаются и не будут выходить из моратория в рамках МАГАТЭ'.
Россия - Украина: у нас есть газ, а у вас?
Вопрос, который был задан Лаврову, прозвучал с опаской: а что будет с поставками газа в Европу после того, как произошло такое обострение на Украине, которая, собственно, этот газ и транспортирует? Ответ министр выстроил исключительно в прагматическом ключе:
- Заключенное газовое соглашение между Россией и Украиной делает еще более надежными поставки российского газа в Европу. Раньше контракты, подписанные российскими и украинскими компаниями, заключались на год - их приходилось продлевать, а это происходило негладко. А теперь договоры предусматривают пятилетний срок поставок газа в Европу. Нет нужды объяснять, что пять лет - лучше, чем один год, это гораздо более надежно. В этом - одна из гарантий того, что эти поставки будут продолжаться.
Сергей Лавров также подчеркнул, что теперь в контрактах разделены два понятия - поставки газа на Украину и его транзит в Европу. То есть вопрос о транспортировке газа через Украину освобожден от увязок с тем, по каким ценам будет продаваться газ украинской стороне. Дополнительными гарантиями стабильности поставок также должна послужить так называемая политика диверсификации, проводимая Россией: газ будет идти не только украинским маршрутом, но и другими путями - через Белоруссию, 'Голубой поток' - по дню Черного моря из России в Турцию, а теперь еще строится Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря.
О Ближнем Востоке
Арабские журналисты традиционно активно задают вопросы. Так, была затронута тема о радикальной группировке 'Хамас': может ли она в качестве политической организации участвовать в предстоящих выборах в Палестине?
- Мы за то, чтобы все политические силы были допущены к палестинским выборам, - отметил глава российского МИДа. - Россия, как и другие члены 'квартета' по ближневосточному урегулированию, считает, что в этих выборах должны участвовать все политические партии, которые стоят на принципиальной платформе реализации 'дорожной карты'.
Еще был вопрос: считает ли возможным Сергей Лавров создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия? Господин министр ответил, что считает это возможным.
- Диалог должен возобновляться. Санкциями очень трудно решить проблемы, нужно это делать при помощи договоренностей, хотя они и требуют длительных усилий.
ООН и 'восьмерка'
Несколько раз на пресс-конференции поднимался вопрос о судьбах мировых институтов, например, Организации Объединенных Наций.
- В настоящее время мало кто из организаций не переживает кризис, период обновления. Однако даже те стороны, которые раньше не обращались в ООН, сейчас ищут диалога и с ООН, и с ОБСЕ, и с НАТО. Идет переориентация на новые угрозы, у которых нет границ, - сказал министр.
Россия считает опасными какие-либо поспешные решения при реформировании Совета Безопасности (СБ) ООН, отметил он. 'Хотел бы высказать высокую оценку в отношении тех стран, которые нашли в себе мудрость не выносить на голосование ООН проекты резолюции по реформированию СБ, которые бы могли внести раскол в организацию'. Он также подчеркнул, что сейчас в ООН существуют 'непреодолимые разногласия между теми, кто видит реформу СБ исключительно с увеличением числа постоянных мест, и теми, кто выступает против любого увеличения постоянных членов'. По его мнению, государствам ООН следует искать компромисс.
На вопросы об отношениях России и 'большой восьмерки' Сергей Лавров ответил так:
- Партнеры России по 'большой восьмерке' не поднимают тему о том, что РФ в той или иной степени критикуется за деятельность в тех или иных аспектах. Каких-либо сомнений в том, что Россия является председателем 'восьмерки', мы не видим.
Американо- российская дружба
Примечательно, что, пожалуй, самой мирной темой пресс-конференции были отношения Америки и России. О них было всего несколько упоминаний. Министр сказал, что разногласия между Москвой и Вашингтоном в отношении ряда мировых вопросов не являются препятствием для взаимодействия по обеспечению мировой стабильности.
- Существенным элементом поддержания мировой и региональной стабильности остаются российско-американские отношения, - отметил Сергей Лавров.
В общем, все спокойно.