Автор в прошлом был послом, а в настоящее время является почетным членом ученого совета Института энергетики и ресурсов (Energy and Resources Institute) в Нью-Дели
19 января 2006 года. Новый год в Европе начался с разрастающегося энергетического кризиса, однако этот кризис закончился столь же быстро, как и начался. Это был тот редкий случай, который высветил тесную связь между поставками энергоносителей и международной политикой, а также взаимозависимость, созданную газопроводами.
В день Нового года Россия перекрыла поставки природного газа для Украины после того, как последняя отвергла требование России о повышении цены газа с 50 до 230 долл. США за 1000 кубометров. Украина находится в сильной зависимости от России и Туркменистана в вопросе снабжения газом. Поэтому прекращение поставок газа из России могло создать кризис в украинской экономике, которая и так уже является достаточно слабой. Более того, нехватка газа в разгар холодной украинской зимы могла бы привести к нарушениям в работе отопительных систем в домах и офисных зданиях, причинив жестокие страдания рядовым людям.
Что заставило Россию поднять цену на свой газ на 450%? Ответ лежит в сфере международной политики. Москва до самого последнего времени относилась к Украине, бывшей советской республике, как к соседу, с которым у нее имеются особые отношения, обусловленные историей бывшего Советского Союза. Даже после распада Советского Союза Россия продолжает поставлять газ ряду дружественных соседних стран, которые в прошлом входили в состав СССР. Поэтому она поставляла газ Украине по цене, составлявшей незначительную часть той цены, которую она брала с западноевропейских потребителей.
Однако в прошлом году политическая ситуация резко изменилась. Оранжевая революция на Украине, осуществленная при активном поощрении Запада, привела к установлению нового правящего режима во главе с президентом Виктором Ющенко, который объявил своей целью вступление страны в Организацию Североатлантического договора (НАТО). В апреле прошлого года НАТО предложила диалог с Украиной по вопросу ее вступления в этот альянс. Россия активно противится расширению НАТО на восток, в особенности на те страны, которые в прошлом входили в состав СССР, хотя ее протесты пока что являются неэффективными.
Ставки России на Украине особенно высоки. В Севастополе базируется Черноморский флот России. Хотя население этого города является преимущественно русским, в результате изменения административных границ СССР в 1954 году Севастополь был передан в состав Украины и, таким образом, сегодня принадлежит независимой Республике Украина. В 1997 году Россия и Украина заключили договор, в соответствии с которым первая будет базировать свой Черноморский флот в Севастополе и платить за это оговоренную в договоре арендную плату. Украина теперь требует за аренду существенно большую сумму. Что важно, это требование было озвучено 8 декабря, буквально через несколько часов после визита в Киев государственного секретаря США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice). Украинский министр иностранных дел Борис Тарасюк даже утверждает, что "абсолютно ненормально, что Россия незаконно удерживает 148 га в украинском городе Севастополе". Короче, амбиции Ющенко в отношении вступления в НАТО ставят под угрозу будущее Черноморского флота России.
После Оранжевой революции у России больше не осталось никаких оснований продавать Украине газ по сильно субсидированной цене. В марте прошлого года Москва проинформировала Киев, что цену газа на 2006 год придется определить на новых переговорах. Москва поначалу запросила 110 долл. за 1000 кубометров, но в дальнейшем, когда позиции сторон ужесточились, взвинтила цену до 230 долл. Более того, российская государственная газовая компания "Газпром" заключила сделку с Туркменистаном о покупке в декабре прошлого года дополнительных 30 млрд. кубометров туркменского газа, ограничив тем самым доступ Украины к газу от этого альтернативного источника. Двадцать девятого декабря, в ходе предпринятой в последнюю минуту попытки найти решение до конца года, президент Владимир Путин предложил Украине заем в сумме 3,6 млрд. долл. на покрытие расходов по переходу на рыночные цены. В отсутствие удовлетворительного ответа из Киева Россия 1 января с.г. перекрыла поставки газа для Украины.
Последствия газового спора между Россией и Украиной затронули всю Западную Европу. Россия является крупным экспортером природного газа для Европейского Союза (ЕС). Около 80% российского газа поставляется в страны ЕС по газопроводам, пересекающим Украину. Когда Россия перекрыла газ для Украины, многие западноевропейские страны (в том числе Австрия, Франция, Германия и Италия) стали жаловаться, что недополучают российский газ. Москва заявила, что поставляет этим странам все оговоренные объемы, обвинив Украину в незаконном отборе газа из магистральных газопроводов для собственных нужд. Украина отвергла это обвинение, утверждая, что она просто отбирает себе те объемы газа, которые она, согласно заключенному контракту, должна получать из Туркменистана, и также отбирает газ в погашение платы за транзит российского газа по своей территории. Киев, однако, отказался разрешить инспекторам замерить количество газа, поступающего из России на Украину, и количество газа, поступающего с Украины в страны ЕС.
Поэтому ЕС оказал давление как на Россию, так и на Украину, требуя урегулировать их разногласия и восстановить нормальное снабжение газом Европы. Министры экономики Австрии, Франции, Германии и Италии предупредили Киев, что, если он не будет поставлять в полном объеме газ для этих стран, это повлияет на их отношения с Украиной. Одновременно комиссар ЕС по энергетике предостерег Москву от попыток сделать ЕС "заложником" в своих отношениях с Украиной. Были поставлены вопросы относительно надежности России как поставщика энергоносителей и желательности для Европы оставаться в столь сильной зависимости от российского газа.
Как результат этого давления кризис был быстро урегулирован. Уже 4 января Россия и Украина заключили комплексное, рассчитанное на 5 лет соглашение, в соответствии с которым "Росукрэнерго", довольно таинственная компания, которой владеют совместно "Газпром" и поддерживаемая Австрией "крышевая" компания с неизвестными владельцами, станет покупать газ у России по цене 230 долл. и у Туркменистана по цене 60-65 долл. за 1000 кубометров. Затем она будет смешивать этот газ и продавать его Украине по цене 95 долл. за 1000 кубометров. После заключения этого соглашения угроза энергетического кризиса в Европе была предотвращена.
Не предлагают ли вышеописанные события какой-либо урок для нас, в контексте предложения о строительстве газопровода Иран-Пакистан-Индия и нашей озабоченности по поводу собственной энергетической безопасности? Политический фон в этих двух случаях очень отличается, и было бы неправильным пытаться отыскать точные параллели. Однако случай с Европой являет собой яркую иллюстрацию двух важных характеристик газопроводов, которые влияют на энергетическую безопасность.
Во-первых, торговля природным газом создает еще более сильную взаимозависимость между покупателями и продавцами, чем в случае с нефтью. Нефть можно транспортировать по трубопроводам, по автодорогам или по морю и, следовательно, можно продавать на любом рынке. Природный газ, с другой стороны, можно транспортировать только по газопроводам, если, конечно, сначала не преобразовать его в жидкое состояние. Газопроводы требуют долгосрочных соглашений между покупателями, продавцами и транзитными странами. Альтернативные рынки или источники невозможно найти в одночасье. Строительство новых газопроводов или инфраструктуры для сжиженного газа является дорогостоящим и требующим длительного времени делом. В силу этого взаимозависимость между покупателями и продавцами очень сильна.
Во-вторых, хотя эта взаимозависимость и не может полностью устранить риски политически обусловленных нарушений снабжения, она очень существенно снижает такие риски. Поставки российского газа в Западную Европу начались в 1980-е годы и никогда не прерывались по причине возникновения напряженности в годы "холодной войны". Если на то пошло, они вообще никогда не прерывались, а недавний прокол является единственным исключением из общего правила, которое было быстро скорректировано.