Кремль руками 'Газпрома' и других монополистов захватывает ключевые отрасли промышленности и активы бывших советских республик
Использование Россией поставок газа в качестве инструмента экономического и политического давления против Украины вызвало на Западе серьезную озабоченность. Однако на Грузию Россия оказывает еще более мощное давление - и это проходит фактически незамеченным.
В отношениях с Грузией - как и с Украиной - российский президент Владимир Путин руководствуется доктриной 'либеральной империи' - ее в 2003 г. изложил Анатолий Чубайс, глава государственного энергохолдинга-монополиста РАО 'ЕЭС России'. По словам Чубайса, России не стоит надеяться на вступление в НАТО или ЕС, поэтому она должна создать альтернативу этим организациям - собственную новую 'империю'.
Достичь этого можно за счет скупки гигантскими российскими частно-государственными компаниями-монополистами, которые буквально купаются в деньгах, ключевых отраслей промышленности и экономических мощностей стран бывшего СССР, закладывая тем самым основу и для политической гегемонии. В результате возникнет, по выражению Чубайса, 'либеральная империя': либеральная - поскольку орудием ее строительства станут деньги, а не танки.
В ходе первого этапа осуществления этого плана в Закавказье главным объектом стала Армения - стратегический партнер Москвы в регионе. Воспользовавшись тем, что Ереван задолжал России 93 миллиарда долларов, путинская администрация потребовала возвратить долг либо деньгами, либо акциями крупнейших армянских предприятий. Поскольку валюты у Армении не было, ей ничего не оставалось, кроме как передать России требуемые акции: эта сделка была зафиксирована в договоре 2002 г., который в просторечии называют 'Собственность за долги', сильно напоминающем печально известные 'залоговые аукционы' ельцинской эпохи (еще одно изобретение Чубайса), благодаря которым в свое время возвысились российские олигархи.
Второй этап восстановления империи на Кавказе заключается в объединении России и Армении в 'единое экономическое пространство'. Поскольку Грузия, из-за своего географического положения, в буквальном смысле стоит на пути к реализации этой цели, Кремлю необходимо было сначала 'разобраться' с ней. В 1990-х гг. Москва добивалась подчинения Грузии грубым политическим давлением, но с 2003 г. она задействует прежде всего экономические рычаги. Когда американской фирме 'AES Silk Road' не удалось преобразовать энергетическую систему Грузии, чубайсовский холдинг РАО ЕЭС приобрел ее авуары и другие активы - в совокупности 75% электроэнергетических мощностей страны.
Затем в Грузии произошла 'революция роз'. Многие государственные компании были приватизированы - от этого удалось выручить в 10 раз больше средств, чем в ходе аналогичных акций при предыдущей администрации Эдуарда Шеварднадзе. Однако полная непрозрачность приватизационных сделок позволила российским компаниям или их филиалам, зарегистрированным в третьих странах, 'наложить лапу' на большинство продаваемых активов. Типичный пример в этой связи - действия российского холдинга 'Промышленные инвесторы', которому удалось приобрести крупный золотой прииск, а затем половину акций завода по выплавке золотосодержащих сплавов.
Главным инструментом российской внешней политики в Грузии является 'Газпром' - государственный газовый концерн-монополист. Его цель - взять под контроль не только грузинский газовый сектор, но и единственный трубопровод, по которому российское 'голубое топливо' поступает в Грузию и Армению. Если бы в прошлом году США не выделили 49,5 миллионов долларов на ремонт трубопровода, он уже находился бы в руках 'Газпрома'.
Но и сейчас из-за давления России дело еще может закончиться если не продажей трубопровода 'Газпрому', то созданием совместного российско-грузинского предприятия по его эксплуатации. Не получая недвусмысленной поддержки со стороны Запада, грузинское правительство может согласиться на подобную сделку - как это только что сделала Молдова, которой Россия 1 января прекратила поставки газа.
'Газпром' - не единственная государственная компания, используемая как орудие российской политики в Закавказье. В 2004 г. принадлежащий государству Внешторгбанк приобрел контрольный пакет армянского 'Армсбербанка'. В прошлом же году он купил 51% акций приватизированного Объединенного банка Грузии - третьего по величине финансового учреждения страны. По сути этот банк подвергся ренационализации - только его новым владельцем стало российского государство.
В последнее же время ведущую роль в деле присоединения Грузии к российской 'либеральной империи' взял на себя чубайсовский РАО ЕЭС. Когда грузинские власти объявили о планах приватизации Ингури-ГЭС и возобновления прерванного много лет назад строительства Худони-ГЭС, которая должна стать крупнейшей электростанцией Грузии, РАО ЕЭС тут же принялся добиваться ведущей роли в осуществлении обоих проектов. Массированное давление Москвы - при том, что Запал реагирует на ситуацию равнодушным молчанием - может привести к тому, что вся энергетическая система Грузии (и газовый, и электроэнергетический сектор) окажется в руках России.
Другой российский план - по восстановлению железнодорожного сообщения с сепаратистской республикой Абхазией в составе Грузии - также обусловлен сочетанием экономических и неоиперских соображений. Хотя речь идет о регионе, который ООН признает частью Грузии, главные выгоды от реализации проекта получат Россия и Армения [судя по всему, речь идет о том, что ветка, проходящая через Абхазию, является кратчайшим маршрутом железнодорожного сообщения между Россией и Арменией - прим. перев.]. Если международное сообщество не воспрепятствует реализации этого плана, оно тем самым фактически поддержит усилия России по отделению Абхазии от Грузии. Помимо этого, Россия и Армения намерены проложить новую железнодорожную ветку в Иран. Этот проект не только принесет очевидные выгоды ретроградному режиму иранского президента Махмуда Ахмадинижада, но и существенно ослабит связи Закавказского региона с Западом, которые США и Европа культивируют уже десять лет.
Таким образом, попытки России 'поймать' Грузию и ее соседей в сети новой 'либеральной империи' представляют собой элемент тщательно скоординированного плана по переориентации всего Закавказья в сторону антизападной российско-иранской коалиции.
Чтобы не допустить реализации опасных неоимперских стремлений России, чреватых дестабилизацией обстановки в регионе, западные страны, и прежде всего США, должны оказать государствам Закавказья твердую поддержку и реальную помощь.
Владимир Папава - бывший министр экономики Грузии и автор книги 'Некроэкономика' ('Necroeconomics'), где исследуются экономические проблемы стран бывшего СССР. Фредерик Старр - глава Института по изучению Центральной Азии и Кавказа (Central Asia-Caucasus Institute) при Школе фундаментальных международных исследований (School of Advanced International Studies) Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University)