Новая Европа должна выбросить коммунизм в тот же самый мусорный ящик, куда уже давно выброшен нацизм.
Около тридцати лет тому назад отец рассказал мне такой анекдот. Двое московских ученых обсуждают будущее Советского Союза. Один спрашивает: 'Что ты думаешь, каким будет наше будущее лет этак через пять?' Второй отвечает: 'Послушай, я не знаю даже, каким будет через пять лет наше прошлое'.
Тогда я еще не понял этого анекдота. Но взросление в Советской Эстонии заставило меня вскоре задуматься. Мои сверстники, выросшие в то же самое время в Западной Европе, очевидно, не понимают этой шутки и сегодня, если только они не занимаются советологией или изучением тоталитарных режимов.
Освобождение бывших государств-сателлитов Советского Союза и присоединение к важнейшим институтам Европы объединили два региона с очень разными взглядами на прошлое. Сегодня можно без шуток сказать, что мы не знаем, каким будет видение Европы своего прошлого через пять лет. Документы, которые до последнего времени содержались или вновь содержатся в секретных архивах Москвы, последовательно показываются общественности новыми странами Европы. И это хорошо. Новая Европа получила стимул для новой очень важной разъяснительной кампании, целью которой является отправка коммунизма в тот же мусорный ящик истории, куда поместил нацизм Нюрнбергский процесс и последовавшие вслед за ним десятилетия разъяснительной работы.
Историческое решение ПАСЕ
До сих пор подобного рода просветительская работа была уделом скорее отдельных историков, проводилась усилиями некоторых временно пребывавших у власти правительств Восточной Европы с чувством ответственности, а также немногих западных политиков с осознанием своей миссии. Сейчас голос новой Европы зазвучал и в важнейших международных организациях. На будущей неделе Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) должна стать первой международной организацией, которая осудит преступления коммунистического режима. Для того чтобы продвинуться так далеко, большую работу в ПАСЕ проделали парламентарии европейских государств, в том числе и Эстонии. Резолюция ПАСЕ, конечно, еще не столь ценный документ, как некоторые международные конвенции. Но он даст свободному миру прочную основу для дальнейших шагов по окончательному размещению коммунизма в мусорном ящике истории. Здесь важно привести некоторые важные пункты декларации.
Прежде всего, ПАСЕ осуждает преступления тоталитарных коммунистических режимов. Во-вторых, ПАСЕ заявляет, что 'у международной общественности есть моральный долг' без промедления сделать то же самое. В-третьих, что самое важное, ПАСЕ призывает в своей резолюции правительства стран-членов Совета Европы активно и адекватно дать оценку преступлениям коммунизма. Признано целесообразным начать на уровне Европы разъяснительную кампанию, создать на уровне Комиссии министров Совета Европы комиссию по проведению необходимых исследовательских работ, принять аналогичную декларацию Комиссией министров. ПАСЕ призывает правительства стран-членов начать национальные разъяснительные программы по освещению преступлений, совершенных от имени коммунизма, в том числе пересмотреть соответствующие разделы школьных учебников и установить памятные дни. ПАСЕ рекомендует также государствам установить памятники жертвам коммунизма, помнить и почитать ныне живущих жертв коммунистических репрессий.
Резолюция ПАСЕ должна стать освежающим чтением и для тех деятелей Эстонии, которые считают, что лучшим способом построить Эстонию является жизнь в национальном беспамятстве. Сейчас зародилась надежда, что Европа начнет открывать глаза и понимать анекдот о пятилетнем прошлом.
До сих пор СМИ Эстонии обращали внимание в связи с резолюцией ПАСЕ только на одно обстоятельство. Российский интернет-портал с сомнительным фоном REGNUM опубликовал мнение неизвестного аналитика из неизвестного института, согласно которому в случае принятия резолюции ПАСЕ следует осудить всех европейских политиков с коммунистическим прошлым, в том числе президента Эстонии Арнольда Рюйтеля. Некоторые газеты Эстонии вдохновенно писали об этом, не понимая, что подобный софизм придуман для того, чтобы больше не говорить о сути дела.
Шизофреническая Россия
Почему-то REGNUM не понял, что если европейские политики с коммунистическим прошлым лично не осуществляли преступлений, то ближе всего к репрессивным органам коммунистического режима были бывшие офицеры Владимир Путин и Сергей Иванов. Но резолюция ПАСЕ не означает осуждения даже этих людей.
Правда, в ходе обсуждения резолюции было очень интересно наблюдать за реакцией России. В широком плане политики и аналитики России разделились на два лагеря. Малая часть считает, что Россия и русские больше всего пострадали из народов Европы и потому резолюцию нужно обязательно поддержать. Так, депутат Государственной думы Алексей Островский сказал: 'Коммунизм чрезвычайно вредная идеология, из-за которой погибли десятки миллионов человек. Эта идеология коррумпирует общество. Поэтому я за этой резолюцией не вижу никакого антироссийского заговора'.
Большинство российских политиков и официальная делегация ПАСЕ придерживаются противоположной позиции. Русские вновь демонстрируют, что они просто не могут дистанцироваться от своего коммунистического прошлого. Российская делегация в ПАСЕ сообща сочла, что резолюция просто антироссийский каприз и упрямство государств Восточной Европы. По мнению многих, у резолюции нет ничего общего с коммунизмом. Так, директор московского Центра политических исследований Сергей Марков недавно сказал газете 'Правда': 'Это явная демонстрация антироссийских настроений. Это абсолютно антироссийский документ. У Западной и Восточной Европы единые цели по оказанию давления на Россию. Они хотят вынудить Россию заплатить компенсации и превратить ее в источник дешевых энергоносителей. Кроме того, они хотят сохранить антироссийские режимы вне России, вдоль ее границы'.
Курьезно, конечно, участие в обсуждении резолюции ПАСЕ лидера коммунистов России Геннадия Зюганов (одного из глядящих в будущее пропагандиста потери памяти). Зюганов сообщил, например, что, по его мнению, в зале ПАСЕ 'чувствуется запах нафталина 'холодной войны'.
Тактика хороша, стратегия плоха
Шизофреническая линия России при обсуждении коммунистической резолюции, похоже, на первый взгляд идет Эстонии на пользу. Тактически, возможно, оно и в самом деле так. Россия сама доказывает, что она все еще не в силах осудить свое коммунистическое прошлое и не считает еще покаяние необходимым.
Стратегически же это знак опасности как для нас, так и для всей Европы. Так как следует спросить: что означает подобное отношение к прошлому для будущего?
На деле правы те, кто считает, что Россия должна была сама стать инициатором резолюции и ее самым активным сторонником, так как русские на самом деле являются самым пострадавшим от коммунизма народом Европы. Вместо этого русские видят в осуждении коммунизма антироссийскость.
Европейскому обывателю понадобилось несколько десятков лет, чтобы научиться отличать немцев и фашистов и презирать последних, а не первых. Сейчас перед восточными европейцами стоит период, когда нужно будет научиться отличать русских от коммунистов и презирать только последних. Однако это трудно сделать, если русские сами не в силах сделать подобное различие.
Если так пойдет и дальше, то западные и восточные европейцы через несколько десятилетий начнут смеяться совсем над другими шутками, чем русские. И тогда Россия будет окончательно потеряна для Европы.
Ээрик-Ниельс Кросс - историк, долгое время был координатором разведывательных служб Эстонии