Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Три иллюзии в 'русском' политическом движении

Пружина латышской революции - ксенофобия, воспитанная политическими режимами последних лет ста, но набравшая силу при советской власти

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В стране продолжается латышская национальная революция. Можно по-разному к ней относиться, но политикам, называющим себя русскими, нужно с ней считаться, если хотят совершать целесо- образные поступки. Иначе будут они брести по латвийской политике, как слепцы на картине Брейгеля, держась друг за друга. Или того хуже, увлеченные борьбой за 'русские интересы', добьются того, что усилят влияние правящих партий, которые и стараются всеми силами ограничить в Латвии использование русского языка

В стране продолжается латышская национальная революция. Можно по-разному к ней относиться, но политикам, называющим себя русскими, нужно с ней считаться, если хотят совершать целесо- образные поступки. Иначе будут они брести по латвийской политике, как слепцы на картине Брейгеля, держась друг за друга. Или того хуже, увлеченные борьбой за 'русские интересы', добьются того, что усилят влияние правящих партий, которые и стараются всеми силами ограничить в Латвии использование русского языка.

Революция как революция

С ее справедливостью и всеми несправедливостями. Получение латышами законодательных гарантий сохранения и развития своей культуры и языка - торжество революционной справедливости. Лишение четверти населения права на получение гражданства в порядке предоставления, перевод образования на латышский язык - несправедливости революционной эпохи.

Содержание революции состоит в смене социально-экономического уклада Латвии, а национальное движение - лишь ее обрамление и вдохновение. Однако людские переживания, слившиеся в унисон, и делают революцию революцией, как ветром наполняют ее парус. Революция всегда права. Так просто, без причин, сотни тысяч человек не ломают свой обыденный порядок жизни. И если мы хотим остановить несправедливости революционной эпохи, то должны ответить на сложную и сильную мотивацию, побуждающую их так поступать.

Недоверие

Пружина латышской революции - ксенофобия, воспитанная политическими режимами последних лет ста, но набравшая силу при советской власти. Найдется много таких, кто со мной не согласится, начнут напоминать, сколько было тогда латышей-директоров, сколько латышей-докторов, сколько латышских школ было. Все так. Но вместе с тем, хорошо помню, как в рижских магазинах продавщицы порой отказывалась обслуживать латыша на его родном языке. Какое ему после этого было дело до официальной статистики о торжестве дружбы народов?

А после того, как народные депутаты СССР топотом встретили предложение о подписании союзного договора, политикам уже ничего не стоило убедить латышей в том, что надо брать власть в свои национальные руки, не допускать к ней пришлых с востока, требовать от них знания латышского языка, учить их детей на латышском, а не на родном.

Отвергающие революцию остаются в изоляции

Лидеры 'Равноправия', которые сегодня называют себя ЗаПЧЕЛ, давно сделали свой выбор, еще когда создавали Интер- фронт: вдаваться в терзания латышской души им недосуг, с Атмодой им не по пути. Оттого вся их идеология - 'своего не отдадим', а политическая тактика сводится к тому, чтобы использовать протестные настроения возмущенных людей. Тем легче это делать, что причин для возмущения государство создало предостаточно. Не мной было отмечено: начинали они в Интерфронте с клятв на интернационализме, а закончили в ЗаПЧЕЛе призывом-предупреждением 'Русские идут!'. Заявили себя борцами за права человека в 'единой Латвии', а теперь выступают от имени 'русской общины'.

Результат - полная, беспросветная изоляция 'Равноправия' среди латышей. Хочешь погубить дело - возьми ЗаПЧЕЛ в политические союзники. И 'Центру согласия' нужно сделать выводы из этого опыта, иначе его замыслы могут свестись к воспроизведению Интерфронта в четвертой после равноправской и запчеловской, 'согласистской' редакции.

Главный урок

Национализму не может быть противопоставлен национальный нигилизм. Между тем, в основе идеологии Интерфронта был не интернационализм, а как раз пренебрежение национальным.

Помню искреннее недоумение рижанки, стоявшей перед телевизионной камерой на интерфронтовском митинге: 'Как хорошо мы жили, нам все равно было - русский или латыш. Главное, чтоб человек хороший'. И невдомек ей было, что латышу слышать такое дико. Так же, как дико было бы обратиться к ней со словами: 'Дорогая, мне все равно - женщина ты или мужчина. Главное, чтоб человек хороший'.

Глухота на национальное - тяжелейший недуг русских политиков, и, полагаю, не только в Латвии, но и по всей одной шестой части суши. Для большинства наших 'защитников' латышская Атмода - что чертик из табакерки. Говорят о чем угодно: о мировой русофобии, о происках ЦРУ, только не о том, что на самом деле заставило людей сплачиваться вокруг национальных знамен.

Пренебрегая национальной гордостью других людей, носители идеологии национального нигилизма легко отпускают тормоза, когда речь заходит о гордости за себя, любимых. От безразличия к национальному до национального высокомерия, до 'идущих русских' - один шаг. Чем вникать в причины революции и преодолевать свои предрассудки, куда легче очаровываться идеальными конструкциями, тем более, что не требуют они размышлений над несовершенством собственной натуры.

'Своего добьемся силой'

Самая нелепая иллюзия. В межнациональных отношениях силой всегда добиваются результата, обратного желаемому. Латыши отождествляют себя с государством победившей революции, поэтому силовое давление на государство воспринимают как давление на самих себя.

Ходит легенда, что ЗаПЧЕЛ победил на выборах в Европейский парламент, сумев своей решимостью увлечь русского избирателя. На самом деле ЗаПЧЕЛ не победил на выборах, а проиграл. Лозунгом 'Русские идут!' равноправцы и Штаб защиты русских школ мобилизовали не русских избирателей, а латышских националистов, и их относительное количество среди всех голосовавших оказалось значительно больше, чем прежде. Если бы не крикливый шовинистический лозунг, в Европарламент, кроме Жданок, прошел бы и Мирослав Митрофанов.

Ладно бы 'Равноправие' стреляло в ногу себе, так ведь националистической волной был оттеснен от еврокресла и Борис Цилевич, который вызывающие лозунги никогда не поддерживал. 'Равно- правие' переносит в межнациональные отношения идеологию и средства классовой борьбы - нежелание считаться с интересами оппонента, непримиримость, демонстрацию решимости.

Но если классовые отношения непримиримы, то межнациональные не таковы. В классовых отношениях мир - это социальный договор, который всегда лишь перемирие. Выстраивать же межнациональные отношения в расчете на перемирие - значит заранее согласиться с тем, что межэтнический конфликт в порядке вещей.

Летом 2003 года лидеры Штаба защиты русских школ носились с идеей довести дело до заключения при посредничестве европейских организаций соглашения с латвийским правительством по образцу Охридских, которые, как известно, принесли урегулирование отношений между македонским государством и македонскими албанцами. Однако то урегулирование было бегством от кровопролития. В Латвии такой угрозы нет и в помине.

Понимают ли сторонники силового давления, что его внутренняя логика может на самом деле привести межнациональные отношения к такому урегулированию, но произойдет оно уже тогда, когда отношения между народами будут окончательно испорчены? Так чего добиваются?

'Равные права для всех'

Самая 'убедительная' иллюзия. Главное достижение послевоенного мирового правосознания становится ловушкой для русских латвийских политиков. Формальное применение норм прав человека может не устранить несправедливость, а приумножить. Любая правовая норма сколь универсальна, столь и относительна. Лишь суд определяет степень ее приемлемости для конкретной ситуации. Иначе правовое решение всегда можно было бы получить строго, как решение алгебраического уравнения. И применение международных норм прав человека тоже определяется обстоятельствами. Исторические среди них самые важные.

Потому спорные вопросы латвийской политики - гражданство и язык - должны решаться с учетом причин их происхождения: массовой эмиграции, высылок и иммиграции советской поры, включения Латвии в гигантский индустриальный комплекс, объективно предполагавший унификацию языка общения разнонациональных масс людей.

Против формального равенства между большими и малыми нациями Ленин возражал еще в начале прошлого века. Справедливое решение в межнациональных вопросах может быть найдено только с учетом взаимосвязи интересов. Назначение политиков как раз в том и состоит, чтобы добиваться их согласования. Но именно над этим и не считают нужным задумываться в 'Равноправии': ни о согласовании интересов, ни о последствиях возможного осуществления своих требований о равных правах.

'Единые здравомыслящие победят'

Самая простительная иллюзия. Но и самая коварная из трех, поскольку апеллирует к здравому смыслу, доводы которого принято считать неопровергаемыми. Коварная потому, что потеряем время. Все это уже было. Искреннее намерение умных, прагматичных политиков, профессионалов и т. п. объединить всех-всех-всех безотносительно к национальной принадлежности не ново, но до сих пор неизменно разбивалось, как только заходил разговор с латышами о языке, о гражданстве, об 'оккупации'.

Прочитайте программы латвийских партий - они почти все на одно лицо, когда речь идет об экономике, об образовании, об интеграции в Европу. Отличие во все тех же 'проклятых' вопросах латвийского бытия: в интеграционной и языковой политике. Вспомните дела правительств последних лет десяти - одно и то же: приватизация, привлечение капитала, более или менее выраженная социальная политика, укрепление отношений с ЕС и НАТО.

Станут министрами нынешние русские оппозиционеры - будут делать то же самое. Новизну составит, возможно, восточное направление. Но останутся загвоздкой межэтнические проблемы, которые некоторые политики по-прежнему считают выдуманными.

Что взамен

Национальный вопрос - это винт, на котором в Латвии все вертится. Ничего не изменить, если не убрать ветер из паруса революции, если не решить национальный вопрос. Среди русских политиков хватает таких, которые вершиной своих претензий считают повторение успеха старого ЗаПЧЕЛа, объединявшего три партии, - 25 мест в Сейме! Допустим, они получены, и что же? Снова четыре года в оппозиции в ожидании приглашения в правительство?

Изменений в стране добьются партии, которые объединят русские и латышские голоса. Другого не дано. Что для этого сделать русским политикам? Получить доверие латышей. Для этого в программных документах, в выступлениях лидеров, в упорядоченной систематической публичной работе внятно, артикулированно обозначить солидарность с идеалами латышского национального движения, как бы тривиально это уже ни звучало. Прекратить нелепые обвинения латышских стрелков в установлении советской власти в России. Развернуться в полной мере к общим историческим ценностям наших народов. Многократно отдать дань памяти десяткам тысяч латышей, что полегли в борьбе с гитлеризмом.

Категорически отмежеваться от национального нигилизма и космополитизма в политике и от партий и организаций, придерживающихся этой идеологии. Выработать ясную позицию в отношении событий сорокового года и их последствий.

Социальная база согласия в межнациональных отношениях огромна. Препятствие составляют те, кто пользуется разладом, чтобы закрепить свое политическое влияние. И не важно, кто они, эти политики, власть или оппозиция. Влияние нужно и тем, и другим. А согласие в обществе нужно и русским, и латышам. Им решать, кто лучше выразит интересы согласия сегодня.