Федеральные выборы неожиданно вновь открыли споры об участии Канады в создаваемой Соединенными Штатами системе противоракетной обороны. В феврале 2005 года правительство Канады после длительных открытых обсуждений решило не участвовать в американском противоракетном щите. Это решение было популярным, так как большинство канадцев выступали против присоединения к системе ПРО, а многочисленные события прошлого года показали, что это решение было правильным.
Лидер консервативной партии Стивен Харпер (Stephen Harper) считает по-другому. Он пообещал, что в случае избрания его правительство пересмотрит решение предыдущего правительства о неприсоединении к американской системе ПРО.
В ушедшем парламенте все политические партии поддерживали решение о неприсоединении к системе ПРО, за исключением консерваторов, которые отложили принятие решения по данному вопросу. Что, консервативная партия считает, что ведение переговоров о присоединении к программе противоракетной обороны будет отвечать интересам Канады?
Новости и аналитические материалы, поступающие из США, показывают, что решение Канады оправдано, так как уверенность в жизнеспособности наземной промежуточной системы уменьшается.
Подкомитет по ПРО Комитета Сената США по обороне, возглавляемый защитником системы ПРО республиканцем Тэдом Стивенсом (Ted Stevens), предупредил недавно сторонников, что Агентство по противоракетной обороне приняло решение о том, что первое поколение ракет-перехватчиков, размещенных на Аляске и в Калифорнии, будет также и последним.
График ввода этих ракет в действие серьезно нарушен, расходы намного превысили запланированные лимиты, еще не завершены всеобъемлющие испытания и эти ракеты нельзя назвать принятыми на вооружение. Другими словами, как и говорили многие видные военные эксперты и ученые, Пентагон признает, что система ПРО может никогда не достичь уровня приемлемой надежности.
Бюджетный комитет Конгресса также сделал собственное заявление, в котором предупредил, что ожидаемый размер расходов на систему противоракетной обороны может достичь 19 миллиардов долларов США в год, что более чем в два раза превосходит ее нынешний годовой бюджет.
На самом деле, после изучения основных технологий и вероятности их успеха, бюджетный комитет предложил вообще закрыть программу создания противоракетной обороны. Если бы Канада присоединилась к программе и приняла на себя финансовые обязательства, то эти средства оказались бы вложены в систему, имеющую мало шансов на надлежащее функционирование.
В любой дискуссии об участии Канады в программе противоракетной обороны важное место занимает вопрос возможного размещения оружия в космосе. Как и все остальные партии, Консервативная партия выступает против милитаризации космоса, вызывающей наибольшее беспокойство международного сообщества, когда речь заходит о программе противоракетной обороны.
Однако в прошлом году президент Джордж Буш (George W. Bush) ничем не продемонстрировал, что он отказывается от заявленных Пентагоном и Военно-воздушными силами и широко разрекламированных планов "доминирования в космосе" и "недопущению других в космос" посредством использования космического оружия.
Наоборот, Вашингтон по-прежнему не отказывается от доктрины военных действий в космосе.
Вызывает беспокойство тот факт, что прошедшей осенью США впервые проголосовали против ежегодной резолюции Организации Объединенных Наций по предупреждению гонки вооружений в космосе. Наблюдатели соглашаются в том, что это является ясным показателем того, что решение о размещении вооружений в космосе может быть принято в любой момент. Если бы Канада присоединилась в программе противоракетной обороны, то мы не смогли бы избежать ответственности за содействие развязыванию новой гонки вооружений в космосе.
Канадское правительство в мае 2003 года согласилось на подробные переговоры по ПРО с американской стороной, и в феврале 2005 года отказалось от этой идеи. На вопросы Канады о нашем потенциальном участии не было ни одного удовлетворительного ответа. Будет ли размещаться в космосе американское оружие? Будут ли Канаде выставлены завышенные счета в связи с ростом расходов? Буш решительно отказался дать премьер-министру Канады обещание о том, что противоракетная оборона не повлечет за собой в будущем милитаризацию космоса.
Более того, Белый дом и сторонники ПРО из канадского правительства не смогли убедить канадцев в том, что участие в программе жизненно важно для их безопасности.
Опрос, проведенный организацией "Decima" после принятия решения о неприсоединении, показал, что данное решение поддерживают 57 процентов опрошенных, в то время как против него выступают 26 процентов. Практически каждый срез общества выступал против участия в системе ПРО - подростки и старики, мужчины и женщины, горожане и сельские жители, и, кроме того, большинство опрошенных в каждой отдельно взятой провинции. Иначе говоря, прочная связь с администрацией Буша сделала программу ПРО непопулярной для многих канадцев, опасающихся агрессивной военной и внешней политики президента Буша.
Канада была права, приняв решение не присоединяться к противоракетной обороне в 2005 году, и не произошло ничего, что могла бы послужить поводом для возобновления дискуссий на эту тему.
Наша страна давно является активным сторонником дипломатических усилий, направленных на отказ от ядерного оружия, и весьма заинтересована в том, чтобы земная орбита осталась демилитаризованной зоной.
Мы считаем, что присоединение к программе "звездных войн", продвигаемой администрацией Буша, подорвет репутацию Канады как миротворца и сторонника разоружения, и будет представлять опасность для всего мира.
Данная статья подписана десятью канадцами, обеспокоенными данной проблемой, в том числе бывшим министром иностранных дел Ллойдом Аксворти (Lloyd Axworthy), вице-канцлером Уиннипегского университета; Дейлом Дьюаром (Dale Dewar), президентом организации "Физики за выживание мира"; Мел Хертинг (Mel Hurtig), основательницей Совета канадцев; Пегги Мэйсон (Peggy Mason), бывшим канадским послом в ООН по вопросам разоружения; Джоном Поланым (John Polanyi), нобелевским лауреатом и профессором Университета Торонто; и Стивеном Стейплсом (Steven Staples) из "Polaris Institute".