В прошлом году мир отметил 60-летие Победы над фашистской Германией. Вторая мировая окончена? Отнюдь нет. События тех времен имеют продолжение. Сегодня на пути в Латвию находится уникальный архив 15-й дивизии ваффен СС. Документы, найденные в Берлине в 2000 году, должны рассказать правду о латышских легионерах, воевавших под знаменем Третьего рейха.
Правда из ящика
Латвия дала Третьему рейху две дивизии легионеров. Историки говорят, что их формирование из полицейских батальонов и добровольцев было отчаянным подарком Гитлеру. Под крылом фашистов местные власти желали укрыться от возвращения Советов и подарить стране независимость. Но исход войны уже не вызывал сомнений. Две дивизии никому не помогли. Они оказались втянуты в бои. И - разбиты.
19-я дивизия считалась более опытной. Она оставалась в Латвии до конца. 15-ю дивизию отвели для переформирования в Германию. Пополнялась она за счет насильственной мобилизации бывших граждан Латвии - как латышей, так и представителей других национальностей. Многие попадали в ряды легионеров прямо из немецких трудовых лагерей. Эти мальчики едва успели достичь призывного возраста и, забритые в солдаты, умирали под чужими знаменами на чужой земле.
За что сражались?
Однако в последних боях за Берлин разведывательный батальон 15-й дивизии охранял Министерство воздушного транспорта. После этого часть легионеров, оставшихся в живых, сдалась союзникам. Эти солдаты окончили дни на Западе. В послевоенной каше никто из победителей не вспоминал об архиве 15-й дивизии. Пропал - и пропал. В боях целые города исчезали с лица земли, а тут - железный ящик с документами. . .
Но на самом деле он никуда не пропал. Как хороший актер, он лишь сошел со сцены, чтобы вернуться в самый неожиданный момент - когда официальная версия истории в Латвии, казалось бы, обрела долгожданную устойчивость. Архив готов свидетельствовать о легионерах 15-й дивизии, которые во время войны успели побывать в Белоруссии и России. Даже историки не знают, какую правду откроют нам эти документы.
Берлинский клад
Сегодня в Латвии есть только три человека, которые видели архив 15-й дивизии собственными глазами. Один из них - ассоциированный профессор Латвийского университета Эрик ЕКАБСОНС.
- Начну с удивительной истории возвращения архива. Этот ящик нашли немецкие строители. Он был спрятан в Берлине на глубине около полутора метров под землей. Очевидно, что закопать документы в последние дни войны решились солдаты или офицеры дивизии. Хотя большинство выживших легионеров провели остаток дней на Западе, сведения о кладе ни разу в послевоенный период не появлялись. Из этого можно сделать вывод, что владевшие этим секретом люди либо погибли, либо твердо решились молчать до самой смерти, - рассказывает Эрик Екабсонс.
- Очевидно, рабочие не могли оценить свою находку?
- Так или иначе, но люди, в руках которых оказался этот необычный клад, решили самостоятельно искать покупателя.
Происходило это неофициально. Таким образом документы 15-й дивизии оказались у коллекционера из Голландии, который собирает разные свидетельства Второй мировой. Таких коллекционеров в мире очень много, не редкость они и в России. Однако молодой человек, который зарабатывает на жизнь выращиванием цветов, вскоре разобрался в специфике документов. Поскольку он больше интересуется военными регалиями, то архив решил продать.
- Неужели сразу обратился к правительству Латвии?
- Поначалу он связался с латышскими организациями за рубежом, но они купить архив отказались. Трудно сказать, по каким причинам заграничные латыши не пожелали сотрудничать с коллекционером. Возможно, у них не оказалось нужной суммы денег. Но с помощью этих новых знакомых молодой человек смог выйти на государственные организации в самой Латвии. Генеральная дирекция архивов, оценив сообщение, выслала двух специалистов в Голландию. Одним из этих людей был я.
Секретов становится больше. . .
- По пути в Голландию я размышлял о сообщении. Меня смущал момент, который я и теперь мало понимаю. Дело в том, что с территории Германии официальным путем такие документы вывезти невозможно. Как же они попали к коллекционеру? Молодой человек отказался открыть историю приобретения архива. Но позже он подписал бумагу, в которой гарантирует, что стал владельцем клада легальным путем. Если выяснится, что перевозка документов в Голландию была сопряжена с нарушением законов, ответственность ляжет на прежнего хозяина архива.
- Вы были первым представителем Латвии, который прикоснулся к бумагам. Какое впечатление произвел старый архив?
- Осмотрев документы, мы с коллегой констатировали, что они в отличном состоянии. Этого трудно было ожидать от бумаг, которые полвека пролежали под землей. Архив хранился в особом полевом ящике, что переносился на ремнях за плечами. В случае надобности его можно превратить в стол и в любых условиях писать сообщения. С одной стороны крышка старого ящика начинала открываться от ветхости - пролежи клад под землей еще пару лет, полагаю, документы погибли бы.
- Коллекционер заявил, что документами интересовались журналисты телеканала ВВС. Почему архив мог вызвать любопытство зарубежной телекомпании?
- Переговоры о покупке архива велись нами три года. Сначала коллекционер затребовал одну сумму, затем она увеличилась. Полагаю, что упоминание ВВС со стороны голландского коллеги в этом случае было небольшим шантажом с целью ускорить покупку. Несомненно, он получал предложения от других покупателей. Но они могли приобрести только отдельные документы. Если бы голландец начал распродавать архив по частям, все бы пропало! Самые ценные бумаги разошлись бы по свету. Так архив пропал бы для латвийской науки.
Цена документов
- Еще не открыв ящик, мы знали его приблизительное содержание - и не ошиблись.
В архиве находятся списки солдат, сведения о раненых и награжденных. Кроме того, там находятся приказы и сведения о боевых действиях батальонов. На 80% это оригинальные документы, которые во время войны не передавались наверх. Одним словом, в других архивах мы не сможем найти даже копии этих бумаг.
- Известно, что переговоры о покупке архива затянулись, поскольку запрошенная коллекционером сумма - 45 тысяч латов казалась слишком высокой. Наконец по инициативе министра культуры Хелены Демаковой документы выкуплены. Стоил ли архив этих денег и этой суеты?
- Я уверен, что даже если это были документы русских батальонов, Латвии следовало их выкупить. Это наша история. Другое дело, что вопрос этот крайне политизирован и отношение к нему неоднозначное. Легион - не моя специальность, но как историк, я впервые сталкиваюсь с тем, что латвийские СМИ проявляют настолько живой интерес к происходящему.
- Итак, в 2003 году после возвращения из Голландии вы рекомендовали Генеральной дирекции архивов выкупить документы 15-й дивизии. . .
- При составлении заключения мы руководствовались еще и тем, что в Латвии находится архив 19-й дивизии легионеров. Но он неполный.
Пополнение истории возможно
- В Латвии архив легионеров вызвал большой интерес. Люди ждут от документов главного - сведений, была ли 15-я дивизия ваффен СС задействована в карательных операциях.
- Речь идет о 1944 годе.
В то время дивизия после боевых действий на фронте находилась на отдыхе и переподготовке в Белоруссии. В архиве действительно сохранились боевые дневники того периода. Для меня, латвийского историка, эти сведения не менее важны, чем для российских коллег.
- Что произойдет, если историки найдут в архиве сведения об участии 15-й дивизии в карательных операциях в приграничной полосе и в Белоруссии?
- Никто не станет этого скрывать.
- Может ли это стать основанием для пересмотра официальной версии истории латышских дивизий ваффен СС?
- Возможно, что произойдет дополнение истории. Часть, находившаяся на отдыхе в таком партизанском регионе, как Белоруссия, в обстоятельствах 1944 года могла быть привлечена к карательным операциям. Меня не удивит, если архив это подтвердит.
Закон не позволит закрыть архив
- Общество ждет от архива сенсации. Но ученым не менее интересна информация о людях, которые были мобилизованы в дивизию насильно. Хотя я не знаю немецкого языка, в Голландии мне удалось просмотреть списки военных, награжденных железными крестами. Меня удивило количество русских фамилий. Несомненно, что среди легионеров оказались многие мужчины из латгальских старообрядческих семей. Это объясняется тем, что при мобилизации в Германии форму легионеров надевали не только на латышей, но на всех бывших граждан Латвии, подходивших по возрасту.
- Некоторые историки полагают, что фашисты считали 15-ю дивизию не совсем благонадежной.
- Отчасти это верно. Они едва ли были приверженцами идей национал-социализма. Это иллюстрировал полк под командованием Янума, который в конце апреля 1945 года не подчинился приказу идти на конкретный участок советского фронта и дезертировал, сдавшись американцам. Бывшие легионеры при этом готовы были прорываться к союзникам даже с боями.
- Итак, документы 15-й дивизии либо подтвердят невиновность легионеров перед мирным населением, либо окончательно их обличат. Возможно ли, что архив все же окажется настолько важным, что власти примут решение хранить часть документов под грифом "секретно"?
- Не думаю. Это маловероятно даже с точки зрения законодательства. Сегодня архив еще не прибыл в Латвию. Он идет к нам дипломатической почтой, потому что мы не рискнули перевозить ценную покупку на самолете, где не исключена пропажа багажа. Нам обещали доставить документы в течение месяца. Историческому архиву потребуется время, чтобы подготовить бумаги для выдачи их в читальный зал. Но - ограничения? Это невозможно. Есть закон о защите личных данных, но он относится к личным делам, а в берлинском кладе таких нет. В Латвии таких закрытых фондов не существует.