Скандалы, сотрясающие международную арену на этой неделе, хотя и не связаны с Литвой, стоят внимания нашей страны, а особенно - внимания ее дипломатов. И не только потому, что оба они связаны с Россией, на которую Литва поневоле вынуждена постоянно с беспокойством оглядываться.
Таинственный взрыв газопровода, идущего из России в Грузию, и так называемые британские шпионы в Москве - эти скандалы показывают важную тенденцию в мировой дипломатии, которую творцы внешней политики нашей страны все еще настроены игнорировать.
Особенно поучительным для Литвы мог бы быть пример Грузии. Лидеры этой страны уже не в первый раз демонстрируют способность в выгодном для себя направлении использовать даже те события, которые им вроде ничего хорошего не обещают.
Так было и на этот раз, когда в минувшее воскресенье неизвестные диверсанты на российской территории взорвали идущий в Грузию газопровод. За несколько часов до этого была взорвана и линия электропередачи, по которой Россия поставляет электроэнергию Грузии.
Реакция президента Грузии М.Саакашвили была молниеносной. Он обвинил Кремль в сознательном саботаже. Уже на следующий день вся мировая пресса снова пестрела заголовками о грубой попытке России, используя энергетический шантаж, вернуть себе великодержавный статус.
И эти заголовки, и комментарии, по сути, повторяли только то, о чем западный мир громко заговорил после настоящего энергетического шантажа, который Кремль на рубеже 2005 и 2006 годов предпринял против Украины.
Но действительно ли обвинения в этот раз были обоснованы?
Спустя несколько дней после взрывов можно утверждать, что у Грузии нет даже самых слабых доказательств, чтобы обосновать свои обвинения. Если бы было иначе, Тбилиси их предоставил бы.
Кроме того, анализируя создавшееся положение, приходится признавать, что именно Кремлю нынче меньше всего нужен предлог для обвинений России в том, что она не является надежным поставщиком энергоресурсов для Европы. Этот инцидент уж точно не поможет и усилиям России перенять контроль над проходящим по территории Грузии газопроводом. А именно это и является нынче одной из важнейших целей России в Грузии.
Вряд ли когда-нибудь будет получен ясный ответ, кто совершил упомянутые диверсионные акты. На это способны многие - не только подосланные Кремлем диверсанты, но и экстремисты, желающие навредить самой Москве, или имеющие свои счеты с нынешней властью Грузии представители теневой экономики и криминального мира.
Кстати, последних, потерявших с приходом М.Саакашвили прибыльные пути теневого бизнеса в Грузии, хватает в принадлежащей России Северной Осетии, где и был взорван газопровод.
Как бы то ни было, важно не это. Самое важное заключается в том, как сообразительно лидеры Грузии сумели это незавидное положение превратить в выгодные для себя аргументы. Ведь теперь Тбилиси не только обратил внимание мира на постоянно оказываемое на него Москвой, но чаще всего менее заметное, давление. Теперь же аргументы Грузии о необходимости тянуть газопровод из Ирана звучат громче.
Это уже делает Армения, но Грузии, стремящейся в НАТО и ЕС, многие на Западе, мягко говоря, не советовали завязывать взаимосотрудничество с одним из главнейших врагов США Ираном. После взрывов аргументы Грузии станут более убедительными.
Москва, понимая, что проигрывает информационную, а заодно и дипломатическую битву, еще попыталась обвинить Тбилиси в том, что он сам заказал взрывы. Но Грузия и это парировала: на следующий день после взрывов она потребовала выдать двух агентов российской разведки, которые были обвинены в ранее совершенных терактах.
Ну, и что, что эти фамилии, как и советы выдать разведчиков, уже произносились руководством Грузии. Ну, и что, что эти лица вряд ли могли бы быть связаны с новыми взрывами. На полях информационных и дипломатических битв это стало новой бомбой, пошатнувшей позицию России.
Переносом дипломатической борьбы на информационное поле не брезгует и Россия. На этой неделе она вызвала неудавшийся, но шумный скандал с британскими шпионами.
Хотя в дипломатической практике обычно шпионов высылают по-тихому, Москва повела себя иначе. Она, хотя и не поймала шпионов за руку, по государственному телевидению показала стоящий Джеймса Бонда фильм о тайной деятельности британцев в российской столице.
Правда, на следующий день выяснились странные детали - даже знаменитое шпионское оборудование в камне, оказалось, по телевидению было показано не то, которым якобы пользовались британские шпионы.
Однако Кремль, вне всякого сомнения, давший указание разведке страны обнародовать эту историю, своей цели, скорее всего, достигнет.
Прежде всего, были предъявлены доказательства (для общественности страны) того, что неправительственные организации служат иностранным разведкам, потому и решено их жестче контролировать по новому закону. Во-вторых, отомстили и британцам, которые в последнее время особенно громко трубят о невиданном масштабе шпионажа России за границей.
Мало того, Лондон не соглашается выдать и одного из главнейших врагов Кремля Б.Березовского.
Ну и что, что у мира возникло множество сомнений в связи с этой историей. Самое главное - британцы молчат. Это может означать, что хотя бы часть правды в обвинениях о шпионаже есть. Кроме того, и сигнал Лондону послан очень ясный.
А теперь попробуем вспомнить хотя бы один случай, когда информационным пространством для дипломатической борьбы воспользовалась дипломатия Литвы. Вспомнить было бы очень трудно.
Чего уж говорить о ловле шпионов или серьезных дипломатических битвах. В Литве привычно не обнародовать, а скрывать даже такие истории, как, например, о нападениях на наших дипломатов в следующих транзитом в Калининград поездах, о которых общественность Литвы узнает только благодаря 'Летувос ритасу'.
Может, наша дипломатия действительно отстает от времени? Ведь нынешние мировые реалии, чего доброго, лучше всего характеризует выражение: 'Война не может начинаться до тех пор, пока не появятся телекамеры CNN'.