Как при дворе царя: во время своей мега-пресс-конференции Владимир Путин снисходительно воспринимал лесть в виде угодных вопросов
Бывают моменты, когда, наверное, Ангела Меркель завидует российскому президенту. Если канцлера Германии журналисты регулярно терзают нелицеприятными вопросами, то глава Кремля на своих пресс-конференциях слышит не столько критику, сколько комплименты и просьбы.
'Как Вам удается так хорошо выглядеть?' - таков был один из вопросов, заданный одной российской журналисткой главе государства на гигантской пресс-конференции в Кремле, на которой присутствовало свыше 1000 журналистов. Никакого алкоголя, никаких наркотиков и активные занятия спортом, - таков был ответ президента.
Более 60 вопросов
За три с половиной часа Путин ответил на более чем 60 вопросов. Большинство из них передавались в прямом эфире по телевидению. Однако многие походили не столько на вопросы критической прессы, сколько на фиктивные анкеты, какие публикуются фирмами в целях собственной рекламы, где вопросы и ответы пишутся одним и тем же автором.
Многие вопросы заметно совпадали со вкусом и любимыми темами интервьюируемого. Некоторые критические темы хотя и поднимались, однако вопросы по ним были весьма 'ручными': в подобных медиа-шоу Путина журналисты выступают не контролерами власти, а просто статистами. При этом такие злободневные темы, как коррупция, произвол бюрократии, цензура прессы и репрессии в отношении оппозиции практически оказались табу.
Просьба о разглашении тайны
'Вы довольны тем, чего достигли?' - решил вместо этого узнать один режиссер-документалист. 'Раскройте нам тайну Вашего политического успеха?' - спросила молодая журналистка из Волгограда. 'Когда Вы приедете в Бурятию?' - таков был единственный вопрос журналистки, приехавшей из этой российской республики на побережье Байкала. При этом она тут же поспешила поздравить президента 'с Новым годом по лунному календарю', вызвав громкие аплодисменты российских коллег.
Столько доброжелательности в вопросах неслучайно. Об этом говорят посвященные: уже бывало, что пресс-служба Путина заранее распределяла вопросы между журналистами, а подозрительным критикам Кремля не давала возможности задать свой вопрос. Многочисленные представители провинциальных СМИ используют ежегодные пресс-конференции во 'властной вертикали', чтобы обратить внимание президента на нижние, региональные, слои его 'властной пирамиды'. Например, такими вопросами: 'Как Вы оцениваете кадровый потенциал Сибири?' или 'У Вас, Владимир Владимирович, не изменилась позиция относительно Дальнего Востока как стратегического региона государства, богатствами которого будет прирастать Россия?'
'Открыто и доступно'
'Это больше похоже на прием просителей при царском дворе, чем на пресс-конференцию', - заметил один из иностранных журналистов в кулуарах. Напротив, прокремлевское российское телевидение сообщило в вечерних новостях: 'Путин говорил открыто и доступно и старался, чтобы всем было интересно'.
Если от представителей верных Кремлю СМИ взять слово удалось очень многим, то злободневные вопросы смогла задать лишь горстка корреспондентов, в основном иностранных. Так, например, один французский журналист пожелал узнать, собирается ли Россия использовать впредь свой газ, как и свое атомное оружие, в качестве средства давления, намекая на недавний российско-украинский газовый конфликт в начале года. 'У нас ракет еще достаточно. И, более того, мы развиваем свой ядерный комплекс', - парировал Путин с легким раздражением и гордо возвестил о ядерных ракетах, 'которых пока нет - и вряд ли раньше нас появятся - на вооружении других стран мира'.
'Тьфу'
На фоне постоянной лести президент оказался весьма чувствительным к зарубежной критике. 'Есть 'записные советологи', которые не понимают того, что происходит в нашей стране. И с ними бесполезно дискутировать. Они заслуживают только одной маленькой реплики: 'Тьфу на вас!''
Как поведал Путин, он не последует примеру своего закадычного друга Герхарда Шредера, который вскоре займет пост председателя Наблюдательного совета в одном из дочерних предприятий контролируемого Кремлем концерна. Вопрос о работе в российском газовом гиганте для него не стоит, сказал глава государства, получивший когда-то подготовку агента КГБ: 'Ни по характеру, ни по предыдущему моему жизненному опыту бизнесменом себя не чувствую'.
____________________________________________________________
Руководитель Московского бюро журнала 'ФОКУС' Борис Райтшустер отвечает на вопросы читателей ИноСМИ.Ru