Не часто так совпадает, что два влиятельных мировых лидера делают многозначительные заявления почти в один и тот же день. Президент США Джордж Буш руководит самым могущественным в мире государством, самым сильным союзником Литвы. Президент России Владимир Путин управляет страной, от энергетических ресурсов которой Литва зависит почти на 100%. И отношения Литвы с этой страной не являются самыми хорошими.
Ежегодное сообщение президента США Буша длилось меньше часа - пожалуй, в три раза короче, нежели ежегодная пресс-конференция президента России. Ничего удивительного - лидер единственного в мире супергосударства может позволить себе говорить коротко и ясно. В сообщении господина Буша важнейшей была внешнеполитическая система. Президент изложил два основных пункта: Америка не оставит Ирак на произвол судьбы: Америка до последнего будет противиться планам Ирана создать ядерное оружие.
Положение на Ближнем Востоке поистине пахнет новой войной. В этот раз процесс зашел настолько далеко, что рассуждения о юридической и моральной обоснованности войны поблекнут перед фактом, что это будет война не супергосударств, а столкновение двух цивилизаций. Иран нагло противостоит мировому сообществу, несмотря на международное давление развивает свою ядерную программу, хотя ему был послан очень ясный сигнал, что такой курс может быть приостановлен военной силой.
В отношении увеличивающейся угрозы со стороны Ирана мировая общественность, особенно западные страны, намного единодушнее, нежели в отношении Ирака. Многих удивило недавнее заявление президента Франции Жака Ширака о том, что его страна может использовать против террористов ядерное оружие, однако ведь и Иран угрожает Израилю и США. Возмущение иранских дипломатов дает понять, что они прекрасно понимают, кому было предназначено заявление президента Франции. Похоже, что в случае иранского кризиса союзники члена НАТО Литвы при выборе своей позиции будут менее разобщены.
Говоривший более трех часов президент России позволил себе потрепать восьмерку самых могущественных государств мира, где в этом году председательствует Россия (он, видите ли, не хочет, чтобы восьмерка превратилась в сборище 'жирных котов'), и уколоть осаждавших его журналистов (после двухчасовой речи была высказана озабоченность о памперсах для них). И все-таки иначе, чем в случае с господином Бушем, представление президента России можно больше считать пиаровской акцией для своей публики, нежели декларированием политического курса. Не один западный обозреватель обратил внимание на жесткий, агрессивный тон речи господина Путина. С другой стороны, а что ему остается? Россия уже не является игроком высшей международной лиги, а своему обнищавшему народу нужно создавать иллюзию могущества страны. Например, британская газета 'The Economist', характеризуя позицию России по вопросу Косово, подчеркнула, что непублично Россия соглашается с мнением Запада, что Косово должно получить тот или иной суверенитет. Однако публично Россия всяческими способами 'отнекивается' и изображает из себя защитницу интересов Сербии, чтобы только российский народ не почувствовал себя гражданами слабого государства.
Реальная слабость России позволяет обращать меньше внимания на жесткий тон господина Путина. Особенно когда из этих грозовых туч в последнее время чаще всего не проливается никакого дождя. В грозовых тонах начавшийся недавно скандал вероятных британских шпионов в Москве заканчивается смешно - ни один из британцев не был выслан из России.
По мнению 'VZ', реальную опасность с Востока для Литвы представляют не только трудно прогнозируемые извивы российской политики, сколько устаревающая инфраструктура этой страны. Не проходит дня, чтобы российские СМИ не сообщили бы о каком-нибудь пожаре или взрыве, которые точно уж не террористы устроили. Российские электросети, трубопроводы, другое техническое оборудование настолько износилось, что неизвестно в какой день и час там что-нибудь разрушится, загорится, взорвется. Быть зависимым от нефти и газа такого государства - небольшое удовольствие.
Подводя итоги, можно было бы сказать, что речи лидеров двух государств заставили еще раз вспомнить о грозящих Европе и миру проблемах: 'мирный', по словам религиозных руководителей Ирана, атом, ядерная программа этой страны и дырявые трубы России.