В конце 2005 - начале 2006 года сразу несколько событий сделали российский 'Газпром' едва ли не главным корпоративным ньюсмейкером не только деловой, но и политической жизни Европы. К сожалению, эти события объединяет одна общая черта - крайняя тенденциозность их интерпретации многими политиками и масс-медиа, причем эта тенденциозность явно не в пользу 'Газпрома' и России. Немногие, как бы извиняясь, упрекают российскую компанию в невнятном изложении своих позиций, в том, что аргументация ее не слышна. Очевидно, здесь мы имеем дело с лукавством или дефектами слуха.
Сразу оговорюсь, что вряд ли сообщу какие-либо новые факты. Но проблема заключается не в самих фактах, а в их интерпретации. Хронологически первое событие - соглашение о прокладке Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Оно в который уже раз послужило поводом для раскручивания образа мстительного медведя с имперскими комплексами, который пытается отобрать у своих беззащитных соседей доходы от прокачки газа. Удивительное дело: еще пять лет тому назад те же поляки не пожелали расширить свои транзитные возможности за счет развития соответствующей инфраструктуры. Они не хотели тем самым обидеть Украину и лишить ее статуса по сути монопольного транзитера, хотя сами украинцы уже тогда признавались, деликатно выражаясь, в несанкционированном отборе российского газа, а также в его реэкспорте, причем по вполне рыночным ценам. Польша живо напоминала сердобольного адвоката, который требует не отнимать у пойманного воришки его отмычек.
Поэтому нет ничего неожиданного в том, что 'Газпром' в сотрудничестве с немецкими партнерами приступил к диверсификации своих транспортных возможностей, что существенно снизит не только его риски, но и, безусловно, повысит уровень энергетической безопасности Европы. Приходится лишний раз подчеркивать, что транзитный потенциал соседей России при этом не пострадает. Потребности Европы в природном газе - вопреки спекуляциям о новых источниках энергоресурсов - будут расти, и работы хватит всем. Здесь напрашивается еще одно сравнение 'Газпрома' - с великим португальцем Васко да Гама, который вынужден был открыть морской путь в Индию, поскольку условия транзита, установленные турками, были крайне невыгодными.
Еще более монструозные черты приобрел 'Газпром' в предельно тенденциозных и зачастую абсурдных интерпретациях больших и малых газовых конфликтов с Украиной, Молдавией, некоторыми другими постсоветскими странами. Невозможно оспорить наличие определенной политической компоненты в данной ситуации. Дело это обычное: многие страны оказывают помощь своим союзникам и отказывают в ней тем странам, которые таковыми не являются. Поэтому требовать от России продолжения субсидирования не очень дружелюбных режимов, было бы верхом наивности или цинизма.
Поистине чудеса софистики были продемонстрированы при анализе результатов российско-украинских переговоров по газу. Обе стороны, как на корпоративном, так и на самом высоком государственном уровне признали взаимовыгодность достигнутых соглашений. Между тем многие эксперты не только поспешили объявить их поражением 'Газпрома', но продолжали утверждать это даже после того, как возбужденный предстоящими выборами парламент самой Украины - под реальным или надуманным обвинением в предательстве национальных интересов - принял решение об отставке правительства. Недовольство договоренностями поспешила высказать и Госсекретарь США, обвинившая Россию в безответственном отношении к своей высокой миссии члена G-8, а также поставщика энергоресурсов для европейцев. Любовь к выпестованной украинской демократии - очевидно, как и всякая любовь даже к некрасивому дитяти иррациональна и слепа. Трудно от нее требовать объективности. Возможна и более прозаичная причина - раздражение по поводу завершения российско-украинского конфликта.
Критики России и 'Газпрома' многое поставили с ног на голову. Попробуем разобраться в чисто экономических аспектах ситуации. Прежде всего, в отношении так называемого фиаско российского газового монстра. 'Газпрому' удалось настоять на европейской формуле цены на свой газ в размере $230 за 1000 куб. м. Украинские упования на более дешевый туркменский газ имеют под собой некоторые основания, но лишь частично. Туркменистан также отказывается от прежних бартерных схем, что неизбежно означает роста фактической стоимости его газа. Кроме того, С 1 января 2007 года вступает в силу договор 'Газпрома' с этой страной, согласно которому россияне будут выкупать практически весь туркменский газ в течение 25 лет.
Однако, пожалуй, еще более важным было 'разведение' экспорта газа на Украину и транзита газа через ее территорию. Стороны отказались от бартерных расчетов за транзит, одновременно подняв тарифы на него. Что выгадал 'Газпром'? До 2006 г. Украина получала российский газ по $50 за 1000 куб. м, а Россия оплачивала услуги по прокачке газа по ставке $1,09 за 1000 куб. м /100 км. Причем транзит оплачивался газом (цена которого была жестко зафиксирована на уровне тех самых $50). Фактически Украина в счет оплаты транзита получала 6-ю часть российского газа, транспортируемого по ее трубам, независимо от его стоимости на европейском рынке. Теперь Украина покупает газ по средней цене $95 в первые полгода (в т.ч. и российский за $230) и получает за транзит $1,6. Легко посчитать, что в результате перехода с бартера на деньги цена транзита существенно снизилась. Если раньше Газпром терял 1 кубометр газа на прокачку 1000 кубов на каждые 4,59 км украинской трубы, то теперь он теряет 1 кубометр на расстояние в 14,38 км. Т.е. транзит для Газпрома (с нынешней базовой ценой $230) стал при новых условиях и новых ценах дешевле в 3,13 раза. Если раньше на оплату транзита шло 17-18 млрд куб.м, то теперь достаточно 6 млрд.
Собственно говоря, именно Украина в самом начале 2005 года предложила отказаться от бартера в расчетах за транзит. Тем самым выражалась ярая приверженность рыночным принципам (очевидно под впечатлением от признания за Украиной статуса страны с рыночной экономикой сразу же после 'оранжевой' революции). Но на деле украинская сторона стала настаивать на некоем переходном периоде аж до 2010 года. Следует напомнить, что именно в низких внутренних ценах на газ ЕС и США видели главное препятствие на пути России в ВТО. К Украине адепты свободного рынка, очевидно, более снисходительны, коли позволяют пользоваться энергетической субсидией за счет восточного соседа. Тем самым главные потребители газа на Украине - предприятия металлургической и химической промышленности - получают дополнительные преимущества не только на западных рынках. Россия, по сути, субсидирует конкурентов в ущерб собственным производителям. Она, возможно и не совсем нормальная страна, но не до такой степени. Напротив, выравнивая цены на газ в Восточной и Западной Европе, Россия идет навстречу требованиям ЕС по формированию в регионе подлинно рыночной конкурентной среды.
Весьма трогательной выглядит забота о репутации 'Газпрома', которая пострадала в результате конфликта с Украиной. Действительно, страны или компании нередко рискуют испортить имидж, пытаясь реализовать свои национальные или корпоративные приоритеты вопреки чьим-то интересам. К примеру, репутация Франции среди американцев и их сателлитов существенно пострадала в результате ее отказа от участия в иракской войне. Чем же 'Газпром' испортил свою репутацию? Несмотря на конфликт с Украиной, он не нарушил своих обязательств перед Европой, а непродолжительное понижение давления газа в трубопроводной системе, слегка пощекотавшее нервы европейцев, - отнюдь не его вина.
Попытки подорвать доверие к 'Газпрому', посеять сомнения в его надежности предпринимаются в ответственный период развития компании. После приобретения государством более 50% ее акций снимаются ограничения для иностранных инвесторов на владение оставшейся частью. Впрочем, сразу после соглашения с Украиной цена на ADR 'Газпрома' на Лондонской бирже выросла на 4,6%. Капитализация компании выросла на $7 млрд. А к концу недели рост составил около 10%. Это пока еще слабый, но хороший сигнал. Через два-три года 'Газпром' намерен выйти с акциями на Нью-Йоркскую биржу и там найти первоклассных инвесторов.
В настоящее время 'Газпром' ведет переговоры с зарубежными партнерами относительно разработки крупнейшего Штокмановского газоконденсатного месторождения. Окончательный пул участников проекта его освоения будет сформирован к 2007 г. (в числе претендентов - 'Total')., а ввод в эксплуатацию намечен на 2010-2011 гг.
Обсуждается также проект по строительству завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и его поставкам на американский рынок. Среди потенциальных партнеров - норвежские нефтяные гиганты 'Statoil ASA' и 'Hydro'. Большой интерес к поставкам СПГ проявляют американские компании. 'Газпром' подписал соответствующие Меморандумы о взаимопонимании с 'ChevronTexaco', 'Sempra Energy', 'ConocoPhillips' и 'ExxonMobil', а также с 'Petro-Canada'.
Вместе с тем, 'Газпром' осознает, что газовый сектор самой России в настоящее время инвестиционно не привлекателен, в нем не создана конкурентная среда в добыче и сбыте газа, не обеспечен свободный доступ к газотранспортной инфраструктуре. Именно 'Газпром' выступает инициатором либерализации газового рынка, что не удивительно: в России реализуется 2/3 добываемого им топлива, причем по ценам, устанавливаемым государством. По свободным ценам могут продавать газ только независимые производители, на которых приходится около четверти его поставок. При этом государственное регулирование цен на альтернативные виды топлива - уголь и мазут - было отменено еще в начале 1990-х годов. В результате возникают ценовые диспропорции, отрасль страдает от недофинансирования.
Осознавая социальную значимость стабильных цен на газ для населения 'Газпром' выступает за отказ от их государственного регулирования для промышленности, где появились вполне конкурентоспособные отрасли, способные платить высокую рыночную цену за газ, причем без существенных инфляционных последствий. Следует отметить, что постепенное повышение цены на газ заложено в правительственную 'Энергетическую стратегию России до 2020 года'. В ней, к примеру, предусмотрено, что к 2010 году она должна составить $59-64. Такая динамика цен обеспечит инвестиции, необходимые для выполнения 'Газпромом' и независимыми производителями газа объемных показателей по добыче газа соответственно до 580-590 млрд. куб. м и 140- 150 млрд. куб. м к 2020 году.
В конечном счете, стратегическая цель 'Газпрома' - стать глобальной вертикально интегрированной энергетической компанией, которая займет лидирующие позиции на мировом рынке, объединяя разведку, добычу, транспортировку, хранение, сбыт, распределение природного газа и жидких углеводородов, электроэнергетику, а также производство широкого спектра конечных продуктов. Эти функции 'Газпром' намерен выполнять не только в России, но и за ее пределами.
Александр Ершов - экономист-аналитик ROST