Возможности русской политики в Эстонии сегодня малы, как никогда. Прежде всего, благодаря деятельности России на эстонском направлении. Эта деятельность живет в каком-то совсем ином, анахроническом времени и в наши дни стала скорее комичной. Комично звучат, например, требования Модеста Колерова о нулевом варианте гражданства. Эта тема давно умерла, или в прямом смысле этого слова умирает. Во всяком случае, это никакая не проблема.
До тех пор, пока России будет нечего предложить такого, что могло бы разжечь недовольство местных соотечественников, невозможна и т.н. русская повестка дня. Вполне очевидно, что русская политика, которая была, например, во время референдума в Северо-восточной Эстонии или парламентских выборов 1999 года, больше в Эстонию не вернется. У этой политики нет никакой вызывающей доверие политической программы, возвращаться некуда, мечтать о жизни в России. . . ну это не привлекает, товарищи, не привлекает.
В этом свете совершенно понятно, что Эстония больше не должна бояться голосистых и властных кремлевских соловьев, может пускать их сюда по визе. Скорее нашим специалистам будет приятно посмотреть, кто из местных политиков захочет припасть к плечу гостя и тем самым понять, кто какой жезл носит на груди или в иных местах.
Но выходить на выборы с отдельной русской повесткой дня было бы совершенной глупостью. Если выходить на них с мешком кремлевских подарков, то дело, конечно, становится темнее. Ведь на самом деле итоги выборов решают в основном все же деньги. На выборах хорошо выступит тот, кто сможет купить самые большие и самые желтые плакаты. Или кто-то по-прежнему считает, что, например, неподкупные (лидеры партии Республика, вышедшие на прошедших парламентских выборах под лозунгом чистой и неподкупной политики - прим. пер.) и не должны были покупать себе гигантские площади, а им их подарили?
Эстонию к концу провода?
Если познакомиться, скажем, с тем, что нашел свежий номер 'Ээсти экспресс' (эстонский еженедельник, последний номер которого был посвящен самым богатым людям страны - прим. пер.) в кошельках людей (в основном деньги, естественно), то можно увидеть, что жизнь щедро наградила достаточно большое число наших русских. Поэтому можно считать, что среди них нет особого стремления к переменам.
В отношении российской политики ресурсов Эстония также выработала достаточный иммунитет, никто не осмеливается предвещать большой успех и этой программе. Своеобразный парадокс заключается в том, что то, что не удавалось России в политике ближнего зарубежья, неожиданно происходит во внешней политике. Или иными словами: в использовании энергетических ресурсов для достижения политических целей. То, что постигло Европу во время кризиса перекрытия кранов на Украину, для Эстонии и Латвии повседневное дело: угрозы помешать транзитным перевозкам и поставкам энергии были постоянным силовым аргументом России в отношении нас.
Если Кремль неожиданно для себя самого сможет быть рациональным, то он должен быть очень заинтересованным в том, чтобы навесить на конец провода и Эстонию. Но, к счастью, там не умеют быть рациональными.
Самой очевидной и самой большой угрозой (самой большой, а не просто большой!) на российском направлении является, грубо говоря, так называемая 'пятая колонна'. Она состоит из всевозрастающего числа предпринимателей, которые реализуют свою святую миссию делания денег в России. Именно они являются легкой добычей: тонкий намек на действующего в Питере банкира. Бизнес будет двигаться, если в Эстонии протолкнет то или иное дельце. В свою очередь, партии Эстонии настолько зависят от пожертвований, что всегда готовы провернуть малый гешефт. Так и кроется дьявол в мелочах. . .
Мярт Кивине - заведующий редакцией новостей газеты 'Ээсти Пяевалехт'