Бывший главный помощник вице-президента США Дика Чейни (Льюис Либби) заявил, выступая в Верховном суде, что руководство уполномочило его передать журналистам секретную информацию. Эти действия, по его словам, являлись частью программы администрации Буша по оправданию вторжения в Ирак.
Специальный обвинитель Патрик Фитцджеральд (Patrick Fitzgerald) заявил в прошлом месяце, что он намерен представить доказательства, что Льюис Либби (Lewis Libby), экс-начальник администрации Чейни, летом 2003 года раскрыл репортерам сведения представляющие собой государственную тайну (National Intelligence Estimate). NIE - сведения, подготовленные для правительственных чиновников высокого уровня, включая президента. Фрагменты подобной информации иногда рассекречиваются и обнародуются. Неясно, имело ли место подобное в рассматриваемом случае.
23 января в письме к адвокатам Либби, Фитцджеральд указал, что Либби также признался в суде, что принудил, по крайней мере, еще одного правительственного чиновника обсуждать данный доклад с журналистами в июле 2003.
"Мы также отмечаем, что наше мнение состоит в том, что г-н Либби засвидетельствовал, что он был уполномочен свои начальством раскрыть информацию о NIE прессе", - пишет Фитцджеральд.
Представитель Белого дома Скотт МакКлеллан (Scott McClellan) от комментариев отказался. "Наша точка зрения сводится к тому, что мы не собираемся обсуждать данную тему до тех пор, пока она является предметом судебного разбирательства", - сказал он.
Уильям Джеффрес (William Jeffress), адвокат Либби, в свою очередь, заявил, что "нет никакой правды вообще" в предложениях о том, что Либби пытается переложить свою ответственность на свое руководство, чтобы защитится от обвинений.
55-летний Либби был обвинен в конце прошлого года в том, что он лгал агентам ФБР и суду о том, как он узнал о личности оперативника ЦРУ Валери Плэйм (Valerie Plame) и когда он впоследствии рассказал об этом репортерам. Он не был обвинен в утечке секретных данных из упомянутого доклада.
Сведения о личности Плэйм были опубликованы в июле 2003 года журналистом Робертом Новаком (Robert Novak) после того, как ее муж, бывший посол США Джозеф Вилсон (Joseph Wilson), обвинил администрацию в передергивании сведений о намерениях Ирака купить уран в Нигере. Годом ранее ЦРУ послало Вилсона в Нигер, чтобы определить достоверность сообщений об этой сделке.
Открытия Вилсона подвергли сомнению утверждение президента Буша, прозвучавшее в его послании нации в 2003 году, о том, что нигерийский уран поможет Ираку развивать ядерное оружие. А это утверждение было одним из ключевых оправданий администрации для начала войны в Ираке.
В четверг сенатор-демократ Эдвард Кеннеди заявил, что Чейни стоит взять на себя ответственность, раз именно он уполномочил Либби поделиться секретными данными с репортерами.
"Эти обвинения, если они соответствуют истине, представляют собой новую низость в ситуации, когда пристрастные интересы ставятся выше национальной безопасности", - сказал Кеннеди. "Мстительность вице-президента в деле защиты ошибочной войны в Ираке очевидна. Если он использовал секретные данные, чтобы защитить ее, то он должен быть готов взять на себя полную ответственность".
Летом 2003 чиновники Белого дома - включая Либби - были обеспокоены неправильными сообщениями СМИ о том, что Чейни послал Вилсона в Нигер и получил сообщение о полученных им в Африке данных раньше, чем началась война в Ираке.
Чтобы противопоставить что-то этим сообщениям, Либби и другие чиновники Белого дома занялись поисками информации из источников ЦРУ относительно Вилсона и хода его поездки в Нигер.
В своем письме к адвокатам Либби Фицджеральд пишет, что он планирует использовать доказательства суда над Либби, для того чтобы подкрепить ими свидетельские показания, имеющие отношение к встрече помощника Белого дома с бывшим репортером "Нью-Йорк Таймс" Джудит Миллер (Judith Miller).
В течение встречи с Миллер, которая состоялась 8 июля, Либби также обсуждал личность Плэйм, утверждает Фитцджеральд. "Эти факты неразрывно переплетены с рассказом о событиях весны 2003 года, которые разъясняют показания самого Либби", - написал обвинитель.
Миллер провела 85 дней в тюрьме из-за того, что отказалась называть свой источник.