Решение ядерной программы Ирана выходит за границы дипломатии
Из-за продолжающейся деятельности Ирана по обогащению урана Международное агентство по атомной энергетике приняло решение направить вопрос на обсуждение Совета Безопасности ООН. Это рассматривается как триумф дипломатии. В то же время речь идет о пределах возможностей дипломатии в решении больших международных разногласий.
Прежде всего, решение атомного энергетического агентства не было единодушным. Из 25 членов агентства против 'сведения' Совета Безопасности и Ирана проголосовали Сирия, Куба и Венесуэла. Пять государств воздержались. Это свидетельствует о том, что ни США, ни Европа не смогли убедить многие государства мира. Среди проголосовавших 'за' было много таких, кто сомневается в отношении США и Израиля. Находятся и такие, кто очень быстро соглашается с выводами экспертов, что Иран не планирует создавать атомную бомбу или не будет способен на это в ближайшее время.
Во-вторых, недовольны были Россия и Китай. Они согласились с резолюцией только потому, что, очевидно, ООН не будет обсуждать вопрос ранее марта и поначалу никаких мер, кроме дипломатического давления, применяться не будет. Как Москва, так и Пекин желают сотрудничать с Ираном, чтобы ослабить влияние США на Ближнем Востоке и в мире в целом. Правительство России является прямым соучастником ядерных испытаний Ирана.
Более чем 1600 российских инженеров и ученых находятся в Иране, чтобы помочь иранцам построить реакторы, которые теперь якобы вызывают озабоченность у отдавшей свой голос Москвы. Одно лишь присутствие этих рабочих вызывает озабоченность у Израиля, по словам которого возможное обладание Ираном ядерным оружием является явной угрозой национального сохранения Израиля. Если бы поколение назад русские окружили Осирак, возможно, Израиль не смог бы уничтожить реактор, который Садам Хусейн пытался использовать для создания ядерной мощи.
Зловещие прогнозы
Несмотря на то, что России выражена признательность за сотрудничество с МАГАТЭ, она постоянно обостряет положение своим сотрудничеством с Ираном. Российский аналитик Андрей Пионтковский в недавней статье в Jerusalem Post обратил внимание на зловещее развитие событий. По словам хорошо информированного о решениях Кремля Пионтковского, Израилю для противодействия ядерным сооружениям Ирана осталось всего лишь несколько месяцев. Дело в том, что к нынешней осени для защиты ядерных сооружений Ирана на позиции будут установлены российские средства противовоздушной обороны. Если они будут приведены в состояние боеготовности, то, по мнению Пионтковского, противодействие Израиля будет осложнено, если не вообще невозможно. Аналитик предсказывает, что предупреждающие действия Израиля могут быть совершены уже до лета.
Тегеран пренебрегает позицией атомного агентства. Тегеран может надеяться на поставки российских систем вооружений и угрожать многим государствам прекращением газового экспорта. Кроме того, несмотря на антиизраильские заявления, он получает поддержку и из-за рубежа.
Правительство Ирана быстро осудило решение агентства по атомной энергетике, так как оно 'оказывает политическое давление на малые государства без юридического обоснования'.
Иран также сообщил, что добровольно отказывается от выполнения ограничений МАГАТЭ. Этим шагом Иран вызывает еще большие сомнения в отношении планов Тегерана.
Хотя в СМИ говорится о победе дипломатии, с большой долей вероятности в предстоящие недели угрозы, связанные с ядерной программой Ирана, станут еще значительнее. Они явно вырастут настолько, что решение выйдет за пределы дипломатии.