Автор - доцент отдела стратегических исследований Высшей школы Сил самообороны Финляндии
Предложение президента России Владимира Путина быть посредником в переговорах между Израилем и Хамас (Палестина) вызвало шок в мире. В Израиле и в США задаются вопросом: как Россия может вести переговоры с террористами, хотя сама резко осудила терроризм?
Предложение Путина не было спонтанным. Можно предположить, что международное положение достигло такой степени 'зрелости', что и Россия сможет получит дивиденды. Ведь с распадом СССР Россия и ее внешняя политика оказались без руля и без ветрил.
При Михаиле Горбачеве СССР 'прогибался' перед Западом. В результате на стороне СССР в годы 'перестройки' были симпатии западных лидеров, но в то же время исчезло уважительное отношение к России, и произошла утеря самоуважения русскими.
После Горбачева, при Борисе Ельцине, правительство страны пыталось отреагировать на изменения в международной политике, но четкой внешнеполитической линии не удалось выстроить, как не удалось сформулировать конкретные цели и задачи такой политики. Нельзя, правда, заявлять, что слабость России на международной арене проявлялась только из-за слабости тогдашнего руководителя страны.
В годы существования СССР внешней политикой страны управляла КПСС, а министерство иностранных дел Советского Союза только выполняло указания ЦК партии. МИД был исполнительным органом. Все советские дипломаты были членами КПСС, но среди них были и настоящие специалисты в области международной политики, владеющие иностранными языками.
С распадом СССР и утратой партией власти изменились и функция МИД, и задачи российских дипломатов. Партия уже не направляла директивы, и МИД был вынужден на свой страх и риск решать международные проблемы в порядке их возникновения. Внешняя политика (России) потеряла стержень и утратила ориентацию.
Идеология больше не влияет на принятие внешнеполитических решений
Положение стало меняться после того, как на место всесильной КПСС пришел избранный демократическим путем президент, который по Конституции страны отвечает за внешнюю политику и является верховным главнокомандующим.
Перевод внешнего курса большой страны на новые рельсы не мог произойти за короткий срок. Руководство МИД и дипломатические кадры стали заменять сразу после распада СССР, но только с вступлением в новое тысячелетие внешняя политика России стала выстраиваться на плановой основе с учетом долгосрочных целей.
Путин утвердил 28.06.2000 концепцию внешней политики страны. Этот документ и сейчас является базовой основой работы МИД России.
Основные принципы этой концепции состоят в следующем:
- Обеспечение безопасности, независимости и территориальной целостности государства.
- Россия - участник мировых процессов, цель которых стабильность, справедливость и укрепление демократии в мире.
- Создание благоприятных внешних условий для экономического и социального развития, для развития конституционного строя и обеспечения уважения прав человека в России.
- Создание зоны добрососедства по периметру внешних границ России.
- Многоплановая защита прав и интересов граждан России в мире.
- Создание позитивного имиджа России, популяризация русского языка и культуры народов России за рубежом.
Можно только поддержать эти прекрасные принципы, обещающие каждому человеку только хорошее. В указанном документе руководство России отходит от советских принципов. В концепции сказано, что на внешнеполитические решения влияет практическая целесообразность, свободная от идеологических догм.
России у руля политики и мировой экономики
Если подробнее рассматривать внешнюю политику России за последние годы, то надо отметить неуклонное выполнение указанных выше в концепции задач, а также активизацию внешней политики страны. Россия заключила двусторонние соглашения принципиального характера со многими странами. Она считает себя стратегическим партнером Китая, Японии, Индии, ЕС и США.
Россия принимает активное участие в операциях по поддержанию мира и имеет договор с НАТО. Добавим, что с НАТО Россия 'работает' активнее, чем Финляндия: Россия и НАТО создали для переговоров отдельную, специальную структуру, и в центре Москвы находится официальное представительство НАТО, свободно и бесплатно распространяющее по России свои информационные материалы на русском же языке.
Россия не отказалась от притязаний на обретение вновь в будущем титула супердержавы. Она желает принимать участие в решении глобальных проблем. Политика советской супердержавы была основана, прежде всего, на военном могуществе, но Россия ныне прибегает к более гибким методам.
Россия - главный экспортер природного газа и второй по значимости в мире экспортер нефти. Это дает возможность влиять на ситуацию в различных секторах мировой экономики. Россию уже обвиняют в том, что она использует 'энергетическое' оружие. Путин резко опроверг такие обвинения, но министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что у России, как и у любой другой страны, есть право прибегать к имеющимся природным богатствам как инструменту политики.
Неожиданная активность на Ближнем Востоке
В уже процитированной концепции есть раздел об урегулировании региональных конфликтов. Ближний Восток, Северная Африка и зона Персидского залива - все это территории, на которых продолжаются очень сложные международные конфликты, говорится в документе. И Россия намерена участвовать в урегулировании ситуации. Руководимый в свое время Иосифом Сталиным Советский Союз активно способствовал созданию государства Израиль, но прервал дипотношения с еврейским государством после 'шестидневной' войны в 1967 году. Так СССР потерял важный канал по оказанию давления на одну из сторон затяжного конфликта, связанного с Палестиной, и был вынужден уйти в аут с поля, на котором продолжались операции по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке.
Только при Ельцине связи с Израилем вновь стали обретать полнокровность и поток евреев из России в 'страну обетованную' вновь пополнился: за последние 15 лет в Израиль из России переехало более миллиона человек, среди которых - прежние офицеры, специалисты военно-промышленного комплекса и бывшие работники спецслужб.
Ныне в Израиле работают радиостанции и телевизионные каналы, выходят газеты на русском языке, работают разнообразные фирмы, принадлежащие бывшим россиянам. Отношение России к Израилю изменилось, стало положительным и отношение СМИ России, например, телевизионные каналы, внимательно следят за событиями на Ближнем Востоке и подробно освещают события в Израиле и вокруг него. Но Россия не прервала своих связей с арабскими странами и поддерживает связи с палестинцами. Поэтому у России руки не связаны в вопросах ближневосточного урегулирования.
Учитывая изложенное выше становится понятно, почему Путин намеревается получить определенные плюсы от результатов демократических выборов в Палестине. Выступая в качестве посредника в ситуации, когда США не могут уже выполнить такую задачу, Россия показывает всем, что она нужна мировому сообществу, как активный субъект международной политики. И авторитет России только вырастет, если ей удастся решить эту сложную задачу путем переговоров.
Российская традиция - выжидать. В российском МИД, видимо, и не ждут быстрого решения данной проблемы. Российские дипломаты, наверняка, взвесили все за и против, связанные с инициативой Путина. Но в любом случае голос России услышан, она заняла важную позицию в подготовке важных переговоров по проблемам Палестины.
На Pападе были удивлены активностью Путина в отношении Хамас: ведь у него в своей стране дел полно со своими террористами. Но проблема Палестины - международная. Ее решение повысит авторитет страны и принесет лавры России. Нормализация ситуации в Палестине успокоит положение на Ближнем Востоке, и это может положительно сказаться на мнении всего исламского мира и, таким образом, и на ситуацию в Чечне.