23 февраля телеканал ТВ3 пригласил зрителей 'в честь мужского (армейского) дня познакомиться с мужскими хобби' в весьма популярной передаче 'Айнас шовс'. В 'празднествах' участвовали, например, гендиректор Службы госдоходов Дзинтарс Яканс и депутат Сейма от Народной партии Михаилс Пиеткевичс. Не знаю, выступали они там как бывшие энтузиасты ДОСААФ или в ином качестве вспоминали про 23 февраля . . .
Ей-богу, самое место сказать - 'вспоминали', так как 23 февраля нарекли мужским днем и праздновали именно в советское время, отмечая его как День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Эта дата остается праздничной в России - но не в Латвии! - до сих пор. Мне что-то не доводилось наблюдать стремления большинства латвийского общества перенести эту традицию в 'новые времена', более того - публика не боялась его квалифицировать и вспоминать как день оккупационной советской армии, в известной мере относясь к этому 'празднику' предосудительно.
Разве словосочетание 'оккупационная армия' уже и нельзя вслух сказать, кроме как в спальне под одеялом? В таком случае, и национал-патриотического лидера Райвиса Дзинтарса, например, следовало бы наказать за сжигание флага бывшего СССР. Со временем многое меняется. При этом неизменно повторяется ежегодное 'дежурство' многих сотен, а то и тысяч советских военных пенсионеров и их сподвижников у так называемого памятника Победы в Риге 23 февраля, 9 мая и 13 октября (день 'освобождения Риги от фашистов'). Во время этих дежурных митингов они размахивают всяческими флагами и выкрикивают всевозможные лозунги. Вот это можно, более того - ограничить совсем невозможно.
Конечно, я понимаю желание ветеранов собраться и вспомнить славные боевые годы, а когда там какой-нибудь мелкий политический вождь начнет выступать с антигосударственными речами и вопить о поруганной чести - ну что же, это всего лишь 'закуска' к стопке водки. Но зачем же эту 'традицию' развивать и превозносить в совсем другой части общества, на которую и рассчитан латышский телеканал ТВ3? Чему нам 23 февраля радоваться?
На этом фоне явно диссонируют призывы латвийского правительства 'не устраивать провокаций', никуда не ходить и не участвовать ни в каких мероприятиях в центре Риги 16 марта, в День латышских легионеров Ваффен СС. Почему правительство также ясно не скажет, что в Латвии давно не являются праздниками 23 февраля и тому подобные 'красные' даты? Почему те, кто не скрывает намерений устроить провокации 16 марта, не пойманы или хотя бы не предупреждены со всей строгостью?
Откровенно говоря, совсем молодой и неискушенный человек в Латвии действительно может запутаться в перечне своих и чужих праздников. В этой связи нужно четко различать собственные поводы для салютов и поздравлений.