После российско-латвийских консультаций на уровне делегаций МИД было высказано много разного. Но оценка сводилась к одному: хорошо, что встреча состоялась. "Вести Сегодня" позвонила в Москву бывшему советнику-посланнику РФ в ЛР и экс-замдиректора 2-го Евродепартамента МИД России, а ныне - политологу и члену политсовета партии "Родина" Михаилу Васильевичу Демурину с просьбой дать независимую оценку состоявшихся контактов.
- Недавно состоялись российско-латвийские межмидовские консультации. Ваша оценка итогов.
- За 8 лет, в течение которых я занимался отношениями со странами Прибалтики на официальном уровне, довелось участвовать в подготовке и проведении большого количества различного рода встреч, консультаций и так далее. Большого количества - по сравнению с качественной составляющей их результата. Причины низкой результативности вижу в одном: разумным латвийским политикам эти консультации нужны были для галочки, чтобы отчитаться перед своими западными патронами, а неразумным - в пустой надежде на то, что им лоббистскими ходами удастся изменить политику России, не меняя собственных подходов. Сказывалось и желание воздействовать таким образом на латвийского избирателя. Мол, Россия наше националистическое правительство признает в качестве важного партнера, а что же тогда русские политики в Латвии имеют к нему претензии?
Надо признать, что российские отраслевые министры частенько дают слабину в понимании политической логики контактов с официальной Ригой. Отсюда желание латвийской стороны выйти на руководителей ведомств напрямую, используя формат межправительственной комиссии. Уверен, что коллеги в российском МИДе эти хитрости прекрасно понимают и такой возможности не дадут.
Что касается межпарламентских контактов, то как представитель партии "Родина", имеющей своих депутатов в Госдуме, я приветствую такой обмен мнениями. Несмотря на известное качество деятельности господина Пожигайло, руководителя группы депутатских связей с латвийскими коллегами, уверен, что наши парламентарии как народные избранники в этих контактах выразят не мнение лоббистских групп, а существующий в обществе консенсус в оценках реальных возможностей развития отношений с нынешним режимом в Латвии, отличающимся очевидным националистическим креном с русофобской начинкой.
- Мы уже говорили с вами ранее об оценке года минувшего. И все же, каким он был и каковы перспективы наших отношений?
- Последний год в двусторонних отношениях действительно был тяжелым. Так он прошел только в результате непоследовательности в формулировании и реализации внешней политики в отношении Латвии со стороны российской исполнительной власти. Я об этом много писал, повторяться не буду. Есть такой психологический эффект - внутреннее расположение. Можно, конечно, упорно растягивать улыбку в надежде на светлое будущее, но лучше не сосредотачиваться на этом, а работать над внутренним расположением, тогда и улыбка появится.
- В Латвии в конце года - парламентские выборы. Взгляд со стороны: сменится ли политический вектор в нашей стране?
- Мы в России уже давно преодолели тот этап, когда внешнеполитическая тематика была одним из важнейших коньков в борьбе за голоса избирателей. Похоже, что и в Латвии этот этап проходит. Но желание поиграть на статусе члена ЕС, НАТО, ментора демократии для "нецивилизованного Востока", разоблачителя тираний все-таки еще очень сильно. А внутри Латвии продолжается контролируемое разжигание межнациональной розни как способ правящей элиты удержаться на плаву. Разжигается же рознь с помощью "школьной реформы", эксцессов в ходе натурализации, прессинга на инакомыслящих, ограничения признанных в Европе свобод выражения протеста и этноцентричного "исправления" истории.
При этом на нынешней латвийской элите висит огромный груз упущенной выгоды, особенно в сфере транзита российских грузов и торговли латвийскими товарами на нашем огромном рынке. Мы же в экономическом плане только выигрываем - новые порты, рабочие места, налоги, импортозамещающие производства. Надеюсь, что в обозримом будущем и латышский избиратель в массе своей поймет: попытки кабинетных стратегов "довоевать" с Россией по лекалам 1941 года на ниве исторических претензий и политических козней обречены на провал, а обещанные народу "компенсации" от современной России обернутся лишь нарастающими тратами на содержание счетоводов и прочих заседателей в комиссиях по подсчету "советских долгов".