Знакомство с иными мирами вредно для нервной системы. Именно в небесах меня попутал нечистый, и я где-то над облаками между Москвой и Минском неожиданно поднял занавес, разделявший наш старенький "Туполев" ровно на две половины. Горький урок: кусок материи может иногда быть шлагбаумом между мирами - и катализатором, превращающим радостное чувство счастья в брюзгливое ворчание.
Вынужденная поза йоги
Нет, не потому, что среди моих спутников был факир и не потому, что я испытывал большое наслаждение, зажатый в позе йоги между локтями товарищей по несчастью, передним сиденьем, в которое упирались мои колени, и металлическим каркасом, который, словно доска факира, утыканная гвоздями, грозил пронзить через просиженное сиденье, - как бы поприличнее сказать, - мое "мягкое место".
Райское место за занавесом
Я был очень рад, несмотря на стесненную позу, поскольку мне повезло, что вообще удалось прорваться во внутренности этого ветерана воздухоплавания. Я раздобыл последний билет в последнюю секунду. Чувство счастья улетучилось, как лопнувший мыльный пузырь, когда я поднял красный занавес: зад заболел еще больше, - так как я, к своему ужасу, был вынужден констатировать, что носовая часть самолета была практически свободной. На первых 13 рядах нашего "Туполева" затерялся с десяток пожилых господ - по одному человеку на один ряд, шесть кресел на одного человека. Наивен тот, кто думает, будто они и заплатили в шесть раз больше, - летели они, скорее всего, бесплатно.
"Толстые задницы" против "черни"
Стюардесса поспешно задернула занавес, прямо перед моим носом. "Это официальная делегация!" Через 20 лет после начала перестройки в бывшем СССР невидимый занавес в белорусском самолете, словно красная тряпка, все еще отделяет номенклатуру от простых смертных или, как бы подоступнее сказать, "толстых задниц", или "пиявок" (народная мудрость), от "черни", или масс (согласно лексикону номенклатуры).
Дистанция по отношению к среднестатистическому Ивану
Начиная с полетов на самолете и езды на машине, ночевок и получения медицинской помощи и кончая заработной платой и уголовным кодексом - никому из тех, кто причисляет себя к касте высокопоставленных "аппаратчиков" или новой финансовой аристократии (зачастую это одно и то же), не пришла бы в голову мысль ставить себя на одну доску со среднестатистическим Иваном или даже - какая кощунственная мысль - встать в очередь.
Всегда чуточку быстрее
Льготное обслуживание начинается, например, в Москве уже на пути в аэропорт: "слуга народа", хоть что-то мнящий о себе, проносится с синей мигалкой по вечно забитым улицам мимо своего народа - преимущественно на большой скорости, поскольку взмахнуть жезлом не осмелится ни один инспектор дорожного движения (как член "низшей касты", но как таковой он все же стоит выше обычной "черни").
В то время как обычная пехота, как я, теряет время перед отлетом, стоя в очередях за билетами, на таможенном и паспортном контроле, особо ценные сыновья матушки России, Узбекистана или Грузии потягивают напитки, уютно устроившись в VIP-зале, откуда пассажиров доставляют к самолету отдельно.
Особый подход к простому начальнику управления
В последний день прошлого года российский президент Путин, словно сделав новогодний подарок своему аппарату, подписал указ о расширении перечня лиц, пользующихся особыми правами. В будущем по встречной полосе и в первом классе смогут ездить по жизни даже простые начальники управлений из отобранных ведомств и судов.
Если простой человек в России вынужден иногда платить за операцию из своего кармана, то аппаратчик, сломленный службой народу, лечится бесплатно в элитных клиниках. От тяжелой аппаратной работы он отдыхает бесплатно на государственных дачах и в санаториях (если не предпочитает свою собственную виллу на Средиземном море).
Чудо-дети благородного происхождения
Преимущественный проезд по жизни имеют также родственники аппаратчиков. Высокопоставленные лица предпочитают, кажется, рождать на свет чудо-детей: в нежном возрасте, когда многие немцы еще потеют в университетах, некоторые отпрыски представителей номенклатуры уже занимают руководящие посты в экономике. Жены политиков получают миллионы на сделках, которые - какая случайность - совершаются в сфере, которые находятся в компетенции их супругов. Шельма - тот, кто подумает о кумовстве в экономике.
Сын Иванова и переход типа "зебра"
В своей жизни на встречной полосе "верхние десять тысяч" застрахованы и от неудач. Например, когда сын министра обороны России Сергея Иванова недавно сбил на переходе типа "зебра" женщину, которая после этого скончалась, следователи якобы приложили большие усилия, чтобы отмыть сына министра. Единственное последствие: журналистка, осмелившаяся выступить с критикой на телевидении, была изгнана с экрана. В то же время сын министра остался без наказания.
Народ молчит, поскольку из-за того, что средства массовой информации находятся под контролем, мало что знает о привилегиях высшего класса. Вместо этого упорно распространяются слухи о том, будто на Западе все ничуть не лучше. Действительно, наши политики дают достаточно плохих примеров, только в России не говорят о том, что, например служебные полеты на Мальорку для купания а-ля Шарпинг (Scharping) являются все же исключением, а не правилом, и уличенный, - не в последнюю очередь, благодаря злым журналистам, - должен рассчитывать на наказание и на утрату народной любви.
Партийные бонзы не любят колбасу для народа
"У нас была диктатура пролетариата, теперь - диктатура аппаратчиков", - жаловался Александр Яковлев, отец перестройки, перед своей смертью в 2005 году. Изменились методы - почти не изменилась система: еще в советские времена у многих партийных бонз вызывала отвращение мысль о том, чтобы есть колбасу, предназначенную для простого народа.
Мечта в позе йоги
Из-за тесноты я отсидел ноги и размечтался. "Нужно просто отменить апартеид, и ко всем бонзам относиться так, как к обычным людям, - тогда они начнут что-то менять. В качестве первого шага можно было бы переместить всех аппаратчиков из носовой в хвостовую часть самолета, - говорю я сладострастно себе. - После двух часов сидения в позе йоги они после приземления первое, что сделали бы, позаботились бы о следующем полете, добившись, чтобы на сиденьях можно было сидеть".
С моей мечтой пришлось расстаться, когда я вышел из самолета в Минске: мне пришлось ждать целую вечность за трапом в ледяном старом автобусе. "Более равные" пассажиры уже давно умчались в небольших комфортабельных автобусах. Еще до того, как я встаю в зале ожидания в очередь для паспортного контроля, они уже с удовольствие потягивают напитки в VIP-зале. А я раньше думал, что все политики и бонзы лгут, когда говорят, что уровень жизни уже отвечает западным стандартам! Их личный уровень жизни - наверняка выше.
____________________________________________________________
Холодная война в Интернете ("Focus", Германия)