Отношения между Россией и кавказской республикой Грузия сегодня снова до предела обострились. 22 февраля президент Владимир Путин предупредил: "Очень жаль грузин. Это очень красивый, близкий нам народ, который находится в тяжелом положении, потому что Грузия переживает большие экономические сложности. Если кто-то полагает, что вопросы подобного рода можно решить, отвлекая внимание населения на поиск внешних врагов, это ошибочный путь".
Нынешний кризис в отношениях был вызван резолюцией, принятой единогласно грузинским парламентом 15 февраля. Она требует от правительства "пересмотреть" российско-грузинское соглашение от 1992 года об обеспечении мира в сепаратистской республике Южная Осетия. Кроме того, правительство должно поставить на международной арене вопрос о новом формате для миротворческих сил, действующих в Южной Осетии.
То, что Россия в этом конфликте не может быть нейтральной стороной, - очевидно: не только потому, что Южная Осетия стремится к объединению с российской Северной Осетией, а другая сепаратистская республика, Абхазия, где большинство жителей уже имеют российское гражданство, - с Россией.
Россия и многие политики осуждают действия грузин, считая их опасными для стабильности всего кавказского региона. Правительство в Тбилиси требует сегодня также оформления, начиная с 10 марта, виз для военнослужащих российских миротворческих войск, находящихся в Абхазии и в Южной Осетии. Если Россия примет этот ультиматум, то она согласится с грузинской точкой зрения на статус обеих республик. Визовый вопрос для Абхазии практической роли не играет, поскольку там у Грузии нет вообще никаких возможностей для оказания какого-то воздействия.
В Москве при всем недовольстве действиями грузинских националистов, видимо, не могут не видеть, что принятая 15 февраля парламентом резолюция является заметным отступлением от прежних планов. Согласно этим планам, правительство должно было потребовать немедленного вывода российских войск из Южной Осетии, начиная с 15 февраля, и с 15 июля - из Абхазии.
При ближайшем рассмотрении решение, принятое после многодневной и трудной дискуссии, вообще ни к чему не обязывает грузинское правительство. Причина отступления грузинского правительства может быть связана с осторожно сформулированными, но в принципе недвусмысленными предостережениями США и ЕС не доводить дело до крайности и не ставить своими жесткими решениями в трудное положение самих себя. В США и в ЕС в настоящее время не хотят лишних, с экономической точки зрения ненужных конфликтов с Россией. Это очень важно особенно сегодня, когда в центре западных интересов находится создание широкого международного фронта, направленного против Ирана. Можно не сомневаться, что недавняя вспышка непредсказуемого, горячего президента вызвала недовольство у его западных партнеров.
Небольшое, крайне националистическое государство, втягивающее НАТО своими авантюристическими, провокационными действиями в войну с Россией, - это самое худшее, что могли бы представить себе в Вашингтоне и в европейских столицах. Трудно представить, чтобы Грузию могли принять в ЕС, не говоря уже о НАТО, пока она не урегулировала свои отношения с Южной Осетией и Абхазией. Так или иначе. Это дилемма правящих в Тбилиси националистов. В конечном счете, им, видимо, придется согласиться с существованием двух республик, сохранив, по возможности, свое лицо.