Внешняя политика России, похоже, опять стала на ноги: один продуманный ход следует за другим. В минувшую среду в крупнейшие издания мира попало обращение Владимира Путина в связи с предстоящей этим летом в Петербурге встречей G8.
Для обсуждения предлагается три основные проблемы: глобальная энергетическая безопасность (Путин смело указывает на особо важную роль в этом вопросе России), борьба с инфекционными заболеваниями (в списке значится и птичий грипп) и образование ('массовая неграмотность - это питательная среда для идеологов межцивилизационного раскола, пропаганды ксенофобии, национального и религиозного экстремизма, в конечном счете - для международной террористической деятельности'). В конце документа напоминается о необходимости решения конфликтов на Ближнем Востоке и в Ираке, а также стабилизации положения в Афганистане.
Чтение документа то и дело вызывает улыбку: красивые слова 'энергетический эгоизм никуда не приведет' словно бы и не противоречат газовой сделке Путин-Шредер. Но таков уже разговор больших государств, и на Западе хватает тех, кто верит словам России. Почему бы и нет, если к ним искусно добавляют ценности, вызывающие доверие.
Именно во имя завоевания такого доверия были предприняты и визиты Путина в Венгрию (27-28 февраля) и Чехию (1-2 марта). Время хорошо подобрано, так как Венгрия готовится отмечать 50-летие восстания в 1956 году, а 12 лет спустя СССР использовал силу против Чехословакии.
В январе парламентская ассамблея Совета Европы осудила преступления коммунистических режимов. Поэтому у Путина были заготовлены слова извинений за события прошлого: в Будапеште прозвучало 'морально ответственны', и 'отвечаем не в правовом отношении, а морально' в Праге. Ближайшие недели покажут, как проглотила эти вести Европа. Реакция правительств Венгрии и Чехии была для гостя, естественно, позитивной.
Кроме того, не следует забывать, что эту же тему затронул Борис Ельцин в далеком 1993 году. Как видите, сейчас Россия просит извинения заранее (если иметь в виду годовщину).
С точки зрения Эстонии, разумеется, важно обратить внимание на отрицание юридической стороны интервенции и оккупации. При Путине в Москве опять начали раздаваться утверждения, что произошедшее в Балтии в 1940 году соответствовало тогдашнему международному праву.
Произошло и другое важное для нас событие: Россия вернула т.н. Шарошпатакскую библиотеку (культурная ценность Венгрии 15 века), которая находилась 40 лет в библиотеке университета Нижнего Новгорода. Речь идет о создании прецедента после того, как (как утверждают) Государственная дума России в 1997 году приостановила возврат культурных ценностей, вывезенных из Европы, их прежним владельцам. Во всяком случае, указанный выше возврат произведен на основе особого декрета Путина, при этом Венгрия обязалась выплатить 443 000 долларов и пообещать, что и сама вернет все перемещенные из России предметы. (Стоит напомнить, что Венгрия была длительное время союзником Гитлера в благодарность за возвращенные территории, от которых ей пришлось опять отказаться как после Первой, так и Второй мировой войн.) В любом случае, нам нужно как следует изучить эту сделку, думая о ценностях Тартуского университета.
Успехом внешней политики России следует считать и посещение Москвы делегацией ХАМАС. Как и можно было предполагать, туда поехало сообщество ХАМАС, пребывавшее до сих пор в Сирии, которое в целом нельзя соотносить с населением Сектора Газа и Западного берега. Предположительно Израиль сделал все, чтобы представить визит второсортным.
Заслуживает внимания и то, что после субботней речи Джорджа Буша в Пакистане, Путин в воскресенье сам поднял трубку и позвонил временно исполняющему обязанности премьер-министра Израиля Олмерту, чтобы проинформировать о подходе России к проблеме Палестины. Хотя повсюду говорят о происшедшем именно так, все же сомнительно, чтобы президент большого государства позвонил первым и.о. премьер-министра Израиля, чтобы оправдать свою деятельность.
Интересно привлечение Алексия II к приему делегации ХАМАС, это выглядело как посредничество православной церкви между иудаизмом и исламом. Но прежде нужно дождаться парламентских выборов в Израиле 26 марта.
Быстрее развивается дело с Ираном, где Москва стала единственным связующим звеном между Ираном и западным миром. В воскресенье и отсюда пришла любопытная весть: делегация Ирана, которая была 1 марта в Москве, а двумя днями позже в Вене, где состоялась безрезультатная встреча с евротройкой, вернулась домой опять через Москву. Иными словами: между Ираном и Россией состоялось два тура переговоров, о результате которых сообщено позавчера.