В последние недели Россия дистанцируется от совместных с США и Евросоюзом позиций по проблемам Ближнего Востока. В феврале она вела с Ираном переговоры о создании совместного предприятия по обогащению урана, которое будет поставлять реакторное топливо для Исламской Республики. Кроме того, она продает зенитные ракеты Сирии. Наконец, 3 марта в Москву, по приглашению президента Владимира Путина, прибыла высокопоставленная делегация террористической организации ХАМАС.
6-7 марта, когда российский министр иностранных дел Сергей Лавров посетит Вашингтон, чтобы обсудить ближневосточные проблемы, госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) должна объяснить своему российскому коллеге, что Москва в этом регионе затеяла опасную игру. Она ставит под угрозу председательство России в 'большой восьмерке', ее членство в ближневосточной 'четверке' и вообще ее репутацию в международном сообществе.
Возможно, этот 'новый курс' Москвы на Ближнем Востоке преследует сразу несколько целей, в том числе поддержание высоких цен на нефть, что несомненно принесет ей выгоду в краткосрочной перспективе. Кроме того, она, возможно, считает, что у нее появился шанс укрепить позиции на собственных 'задворках' в ущерб влиянию ее западных 'союзников'. К сожалению, нельзя исключить и абсолютно безответственных действий с ее стороны - возможно, Россия пытается 'задобрить' исламских экстремистов, чтобы обеспечить собственную безопасность; такая политика, несомненно, обречена на провал.
Назад, в советское прошлое?
Как и в советские времена, Россия сегодня стремится максимально расширить политическую 'свободу рук' на Ближнем Востоке, одновременно ограничивая Вашингтону пространство для маневра. Вспомним, что в 1980-х гг., при Михаиле Горбачеве, Советский Союз был крупнейшим поставщиком оружия хомейнистскому Ирану, и в то же время продавал вооружения хуссейновскому Ираку, с котором Иран в то время вел затяжную войну.
Россия, как и Советский Союз до нее, присоединилась к требованиям Ирана о выводе американских военно-морских сил из Персидского залива, где те обеспечивают безопасность главных морских маршрутов поставок нефти на мировой рынок. Иран, обладающий ядерной бомбой, состоящий в союзе с Россией и Китаем и получающий от них оружие, способен бросить вызов Соединенным Штатам, американским интересам и союзникам в регионе.
Сегодня именно Россия оказывает основную помощь Ирану в развитии мирной ядерной энергетики, а на военную ядерную программу этой страны закрывает глаза. В декабре 2005 г. Москва объявила, что поставит Ирану зенитные ракетные комплексы ближнего действия 'Тор-М1' на общую сумму в 700 миллионов долларов, а в настоящее время, как сообщается - ведет переговоры о продаже зенитных комплексов дальнего радиуса действия С-300. Вместе с радарами и соответствующими компьютерными системами, эти комплексы могут стать основой общенациональной системы ПВО Ирана, в результате чего в будущем станет практически невозможно осуществить авиаудары, направленные на срыв военной ядерной программы Тегерана.
Кроме того, Россия строит реактор для иранской АЭС в Бушере стоимостью в 1,2 миллиарда долларов (работы по нему должны быть завершены осенью 2006 г.), и планирует построить в этой стране еще от двух до пяти реакторов общей стоимостью в 8-10 миллиардов долларов. Эти реакторы можно будет использовать для производства расщепляющихся в рамках тайной программы Тегерана по созданию ядерного оружия. Кроме того, Россия подготовила сотни иранских физиков и инженеров-ядерщиков; она передала Тегерану технологии для создания баллистических ракет и запустила иранский спутник-шпион.
Несмотря на все это, Москва не может поддерживать превращение Ирана в ракетно-ядерную державу: ведь он, скорее всего, будет пытаться укрепить свое влияние на ее собственных 'задворках' - на Кавказе, в Центральной Азии и Прикаспии с его нефтяными богатствами. Кроме того, Россия 'задабривает' исламских экстремистов и в других странах Ближнего Востока. Так что дело здесь в чем-то другом.
Нарушая солидарность с Западом
Россия отошла от согласованной позиции 'четверки' (в которую, кроме нее, входят США, ООН и Евросоюз), исключающей любые переговоры с ХАМАС или финансовую помощь Палестинской автономии после прихода к власти этой организации, пока ХАМАС не откажется от терроризма, не разоружит террористические организации, не пообещает соблюдать ранее заключенные соглашения, в том числе 'Дорожную карту', и не признает Израиль.
В ходе визита в Испанию в феврале этого года президент Путин заявил, что пригласит лидеров ХАМАС в Москву. Он также подчеркнул, что Россия никогда не считала ХАМАС террористической организацией, а ее победа на выборах в Палестине стала серьезным внешнеполитическим провалом президента Буша. Подобное 'обхаживание' ХАМАС, не добившись от нее ни полного отказа от террора, ни признания государства Израиль - ничто иное, как 'умиротворение' террористической организации, ответственной за гибель сотен ни в чем не повинных мирных граждан. Не стоит забывать и о том, что ХАМАС организовал настоящий 'конвейер промывания мозгов', где тысячи детей, порой даже четырехлетних, превращают в террористов-смертников. Тем не менее, глава российского Генштаба Вооруженных Сил России Юрий Балуевский уже предложил поставлять российское оружие Палестинской автономии, несмотря на то, что у власти там теперь стоит ХАМАС.
Нынешнее заигрывание Москвы с радикалами-исламистами напоминает сталинские 'игры' с Гитлером, которые, как известно, закончились нападением Германии на СССР в 1941 г. Россия уже пострадала от зверств боевиков-исламистов, например, в ходе терактов в бесланской школе и театре на Дубровке - тогда погибли сотни заложников, в том числе дети. Ее попытки придать легитимность ХАМАС попросту контрпродуктивны. Политика 'умиротворения' будет только поощрять исламистскую агрессию против самой России, особенно если учесть, что мятеж исламистов в Чечне и других республиках Северного Кавказа ширится, а мусульманское население страны растет.
Путин разошелся с Западом и в другом вопросе: он предложил СМИ ввести самоцензуру в связи с конфликтом из-за публикации карикатур на пророка Мухаммеда. Российские власти уже закрыли две газеты за публикацию похожих карикатур.
Чужими руками жар загребать
Россия, имеющая статус наблюдателя в Организации 'Исламская конференция', проводит политику, подрывающую солидарность и координацию действий в рамках 'большой восьмерки' и способную привести к дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке.
Перечислим некоторые действия Москвы, вызывающие тревогу:
- Она строит ядерные реакторы и поставляет оружие Ирану; продает зенитные ракетные комплексы Сирии, а в перспективе, возможно, и Палестинской Автономии, управляемой ХАМАС;
- Способствует превращению Тегерана в регионального гегемона, который сможет перекрыть США доступ в Персидский залив;
- Пытается сравниться с США по влиянию на Ближнем Востоке, и одновременно 'умиротворяет' радикальных исламистов;
- Подрывает стабильность в регионе, что ведет к росту цен на нефть, из чего Россия - одна из крупнейших стран-экспортеров этого сырья - извлекает прямую выгоду.
Что следует разъяснить Москве
Нельзя и дальше позволять России поддерживать и поощрять Иран и ХАМАС, и одновременно на словах демонстрировать солидарность с Западом. В ходе визита г-на Лаврова в Вашингтон Администрация должна недвусмысленно дать понять, что нынешняя политика России не принесет ей ничего хорошего. Госсекретарь Райс должна объяснить г-ну Лаврову: если Москва намерена действовать на Ближнем Востоке в худших традициях бывшего СССР, она поставит под угрозу свою роль в рамках 'четверки' и председательство в 'группе восьми'.
Доктор Ариэль Коэн - старший научный сотрудник Отдела российских и европейских исследований и международной энергетической безопасности Института внешнеполитических исследований имени Дугласа и Сары Аллисон (Douglas and Sarah Allison Institute for Foreign Policy Studies) - структурного подразделения Института международных исследований имени Кэтрин и Шелби Каллома Дэвис (Kathryn and Shelby Cullom Davis Institute for International Studies) при 'Heritage Foundation'