Сторонники учения о свободной рыночной экономике могут только качать головой по поводу процессов, происходящих на переживающем бум рынке России. Кремль снова открыл для себя государственный капитализм и прикарманивает одно прибыльное предприятие за другим.
Аналитики встречают ренационализацию с ликованием. Когда недавно Владимир Путин распорядился сосредоточить в государственном холдинге авиационные заводы, московские брокеры тут же стали рекомендовать для покупки акции частного оборонного концерна "Иркут", который тоже должен войти в эту структуру.
Национализация в секторе энергетики и в автомобильной промышленности
Начало Кремль положил в энергетическом секторе. Сначала был разрушен частный нефтяной концерн ЮКОС, обвиненный в уклонении от уплаты налогов, а его неудобный руководитель был упрятан в тюрьму. Затем настал час государственных концернов: после непрозрачного аукциона концерн "Роснефть" обеспечил себе самую важную добывающую структуру ЮКОСа. Очень крупная сделка государственного концерна "Роснефть" ожидается осенью, когда Кремль выставит часть акций на бирже. Аналитики ожидают, что их продажа принесет до 17 миллиардов евро. Это был бы биржевой мировой рекорд.
В 2005 году в руки государства снова перешел контрольный пакет акций крупнейшего газодобывающего концерна мира "Газпром", а также нефтедобывающая компания "Сибнефть", занимающая в отрасли по объемам добычи пятое место. За несколько месяцев государство увеличило свою долю в нефтяном секторе с 6 до 30 процентов.
В конце прошлого года пришла очередь автозаводов. Российские автозаводы, испытывающие проблемы, в том числе "АвтоВАЗ", должны будут под руководством компании "Рособоронэкспорт", занимающейся экспортом вооружений, производить продукцию, способную конкурировать на мировом рынке. Национализацию российской автомобильной промышленности пришлось тут же почувствовать американскому концерну General Motors. Совместное с материнской компанией "АвтоВАЗ" производство российского внедорожника будет остановлено, сообщило руководство "АвтоВАЗ".
На прицеле мировой рынок
Эксперты расценивают то, что кажется возвращением к социалистической командно-административной экономике, как умное позиционирование на мировом рынке. "Совместное с государством инвестирование - один из важнейших вопросов фондового рынка в 2006 году," - говорят аналитики московского "Альфа-Банка". Они рекомендуют покупать ценные бумаги промышленных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках Кремля или которые находятся в списке его будущих приобретений. Акции таких концернов пользовались абсолютным спросом уже в прошлом году.
Спустя 15 лет после распада Советского Союза, российское государство снова стало самым крупным акционером и держит примерно 30 процентов акций. Равновесие меняется не в пользу прежде самых влиятельных групп собственников в лице олигархов и правлений концернов.
Государство, по оценке многих московских экономических экспертов, выступает гарантом того, что их предприятия сохранят доступ к самым ценным ресурсам, и что они и впредь смогут в целом рассчитывать на пощаду со стороны все парализующей бюрократии.
Эксклюзивное поглощение ключевых отраслей промышленности
Теперь на очереди авиационные заводы. Такие концерны, как "Туполев", "МиГ" и "Сухой", времена расцвета которых приходятся на прошлые десятилетия, должны быть сосредоточены в мощном холдинге. В состоянии упадка находится прежде всего производство самолетов для гражданской авиации. В 1989 году "Ильюшин" и "Туполев" выпускали 1500 самолетов. В 2005 году - всего два десятка.
Не за горами и другие крупнейшие проекты. Наблюдатели говорят, что государственный алмазодобывающий концерн "АЛРОСА", занимающий второе место в мире, поглотит крупнейшего производителя никеля и платины компанию "Норильский никель".
Иностранных инвесторов ждут, но лишь в качестве миноритарных акционеров. Недавно с этим пришлось столкнуться концерну Siemens. Не вызывавшее долгое время никаких вопросов запланированное поглощение компании "Силовые машины", производящей турбины, сорвалось, поскольку Кремль, не долго думая, объявил концерн "предприятием, имеющим важное стратегическое значение". Концерну Siemens пришлось изменить решение, и теперь у него 25 процентов акций компании "Силовые машины".