Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Встреча Латвии с 'отвратительным прошлым'

Церемонии в честь памяти латвийских солдат подразделений Waffen SS, которые проходят в Риге 16 марта каждого года - противоречивое для страны-члена НАТО и ЕС событие

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В латвийском отношении к тем событиям 'большие буквы' до сих пор отсутствуют. Хотя несколько коммунистов и предстали перед судом за их преступления, не был осужден ни один латвиец, вовлеченный в Холокост. Большее внимание в латышских умах, нежели зверства нацистов и их приспешников, вызывает советская оккупация Латвии. Она более недавняя и потому живее в памяти. Однако наблюдается тенденция слеплять понятия 'советский' и 'русский'. . .

'Латвия медлит встретиться с отвратительными страницами своего прошлого' - под таким заголовком ведущая ирландская газета The Irish Times опубликовала комментарий, посвященный 16 марта

'Церемонии в честь памяти латвийских солдат подразделений Waffen SS, которые проходят в Риге 16 марта каждого года', - 'противоречивое для страны-члена НАТО и ЕС событие', - пишет автор комментария Шэймус Мартин.

Он сообщает читателю, что 'экстремисты с обеих сторон политического и этнического водораздела были на переднем плане' беспорядков в связи с этой датой. Однако, по его наблюдениям, 'представление о том, что Waffen SS и некоторые печально известные подразделения просто боролись против Советского Союза за независимость своей страны, широко принимается даже хорошо образованной молодежью'.

Эта позиция не выдерживает проверки: 'планы Гитлера в отношении Балтии включали в себя много пунктов, но свобода и независимость определенно не были среди них. Очень опасная концепция 'враг моего врага - мой друг' (во время Второй мировой. - А. Р. ) заставила многие европейские националистические организации прибегнуть к поддержке нацистов. Многие страны с заслуживающей уважения смелостью обратились к этим отвратительным периодам своей истории. Прогресс в этом отношении был и в Латвии, но многое еще предстоит сделать', считает Шэймус Мартин, в прошлом - шеф отдела международных новостей The Irish Times и корреспондент газеты в Москве.

'Представители 'официальной Латвии' некогда посещали памятные мероприятия 16 марта', сообщает Мартин читателю. 'Участия на министерском уровне', пишет он, 'более не наблюдается', и были предприняты шаги 'по замене противоречивых маршей возложением венков [на кладбищах]. Президент страны Вайра Вике-Фрейберга старательно избегала мероприятий [16 марта] и участвовала в церемониях памяти жертв Холокоста.

Однако, пишет далее Шэймус Мартин, 'предпринимались и продолжают предприниматься попытки скрыть деятельность латвийских коллаборационистов во время нацистской оккупации (автор использует прилагательное Latvian, которое означает и 'латвийский', и 'латышский'. - А. Р. ). Критиков памятных мероприятий [16 марта] клеймят как марионеток Москвы'.

Далее Мартин пересказывает ирландскому читателю известную в Латвии историю с надписью на открытом в 2002 году памятнике убитым в Румбуле евреям: 'Мэрия Риги попыталась исключить из надписи участие латвийцев [в расстреле] и взвалить всю вину на немцев. Только вмешательство из США, где были собраны средства на монумент, заставили изменить [надпись]'. Автор комментария цитирует выступление на открытии мемориала тогдашнего посла США в Латвии Брайана Карлсона, который 'вряд ли был московской марионеткой':

'Некоторые люди говорят, что не все латвийцы были здесь добровольно. Некоторые говорят, что ничего, сделанное в те времена нацистской оккупации, не было добровольным. Некоторые говорят, что это были сложные времена. Некоторые говорят, что мы не должны упоминать латвийское соучастие, потому что оно не было добровольным. Некоторые говорят, что мы должны забыть о латвийском соучастии. Жутко, что некоторые люди применяют 'нюрнбергскую защиту', использовавшуюся нацистами на послевоенных судах над ними. Они тоже отрицали ответственность за свои действия, говоря, что 'лишь выполняли приказы'. Насколько же грустно, что кое-кто в сегодняшней и демократической Латвии может прощать такие преступления, говоря, что 'это было сложное время' или что палачи не были 'добровольцами'. История ХХ века научила нас, что никто не должен [просто] следовать приказам. У каждого из нас есть моральные и этические обязательства - делать то, что правильно. У нас есть долг - распознавать злодейские и аморальные поступки. У нас есть долг отказаться принимать участие в них. (. . .) Мы не притворяемся, что зло никогда не происходит, - мы не скрываем ужасную правду. Нет, мы пишем ее большими буквами и мы обеспечиваем, чтобы все прочитали ее. Мы обеспечиваем, чтобы все знали, что это было зло и что все мы должны не дать ему случиться снова'.

Слова американского посла, считает Шэймус Мартин, актуальны и сегодня: 'В латвийском отношении к тем событиям 'большие буквы' до сих пор отсутствуют. Хотя несколько коммунистов и предстали перед судом за их преступления, не был осужден ни один латвиец, вовлеченный в Холокост. Большее внимание в латышских умах, нежели зверства нацистов и их приспешников, вызывает советская оккупация Латвии. Она более недавняя и потому живее в памяти. Однако наблюдается тенденция слеплять понятия 'советский' и 'русский'. Однако 'русские тоже страдали от [правления] Сталина, грузина, и среди сторонников режима было много [представителей] других национальностей - включая и латышей'.

Журналист The Irish Times затем напоминает о роли латышских стрелков в Гражданской войне в России и о 'некоторых наиболее ожесточенных противниках демократических реформ в Советском Союзе, которые тоже были латышами' (и приводит в пример полковника Виктора Алксниса).

Завершает Шэймус Мартин свою статью цитатой из заявления пресс-секретаря израильского мемориала 'Яд-Вашем', что мемориал осуждает 'попытки глорификации тех, кто был подельником нацистской Германии в военных преступлениях и зверствах. В то же время 'Яд-Вашем' призывает латвийское правительство расширить исследования и преподавание истории Холокоста, чтобы историческая правда могла выйти на свет'. По мнению Мартина, это 'замечательно терпимый комментарий для организации, которую можно было простить и за куда менее милосердное высказывание', - и он 'заслуживает серьезного внимания латвийских властей'.