Нынешний март будет решающим для нашей страны, регионов и происходящих в мире процессов, в результате чего мы получим совершенно по-иному устроенный мир. Возможно, эффект от этих процессов будет несколько позднее, но все-таки именно этот месяц станет решающим. В марте состоятся выборы в Белоруссии, которые не поколеблют стабильность в этой стране и ее политический курс.
Выборы на Украине, которые повернут страну на 180 градусов и приведут к власти правительство, ориентированное на Россию. Подписание базисного пакета документов о 'Евразийском союзе' и 'Едином экономическом пространстве', что основательно укрепит новый союз - Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, - и создаст предпосылки для приема в него новых членов. На Ближнем Востоке произойдет эскалация напряженности, создавшейся вокруг ХАМАС и, разумеется, иранской ядерной программы. Все эти процессы сильно отразятся на будущем Грузии.
В мире начинается глобальное противостояние, пик которого придется на 2009 год. Поэтому к концу 2007-го года все политические центры мира вместе со своими союзниками должны быть к этому готовы. Как видно, в планах России - стратегическое обустройство СНГ до конца 2006 года. А 2007 год будет отведен внутренней реструктуризации, с целью укрепления как вертикали власти, так и территории страны, чтобы 2008 год (выборы в России и США) встретить мобилизованными к смене руководства. Следует подчеркнуть, что Америка ослабла двумя годами раньше, и одновременно у нее появились серьезные проблемы как геополитические, так и экономические, которые необходимо решать незамедлительно и в обязательном порядке. Их урегулирование требует огромнейшего потенциала, поэтому Америке придется уступить такой свой незначительный выигрыш, каким ранее была для нее Грузия, чтобы сконцентрировать силы для решения более серьезных вопросов.
Как нам известно, Соединенные Штаты пытаются неофициальным путем договориться с Россией о передаче Грузии в сферу ее влияния, разумеется, за определенную плату со стороны России. Цена этой уступки - ужесточение российской политики в отношении Ирана. Если Россия примет это предложение, США готовы в 24 часа покинуть Грузию, так как Иран создает реальный дискомфорт Америке.
Предположительно, Россия не пойдет на эту уступку, так как Грузия, в своем свободном падении, и без того устремляется под влияние России. Так что маленькую и проигравшую карту никто не обменяет на серьезный козырь.
Единственное, что на данном этапе сумеют сделать американцы, - заменить в этом году существующий у нас режим новым проамериканским правительством, чтобы продлить срок торгов с Россией. Внутри Грузии такой потенциал у них пока есть. Этот план разработан Соросом. Впрочем, сегодня трудно разобраться, какой план - Сороса, а какой - официального Вашингтона. Когда Буш ставит себе в заслугу 'цветные революции', ясно, что в отношении нашей страны и региона Сорос и американское правительство действуют по единому плану.
Как видно, у Сороса уже подготовлена команда замены, однако поскольку игнорировать российский фактор они сегодня тоже не могут, то подыскали в России какие-то группировки, с которыми вместе 'слепили' и плавно приведут к власти новое, будто бы ориентированное на дружбу с Россией, но, практически, по-прежнему проамериканское правительство.
Однако сегодня Кремлю уже не навяжешь чужую игру, поэтому трудно представить, что Соросу этот проект удастся осуществить. Есть и второй вариант: Россия может обманчиво пойти на эту игру, но лишь временно, так как она уже ни в коем случае не станет решать для нового проамериканского правительства (несмотря на то, что тон его разговора с Россией будет более дружественным и мягким) тех текущих проблем, которые до сих пор имелись у Грузии и к которым добавилось множество других проблем, накопившихся за время правления нынешнего режима.
России нужна не изъясняющаяся красивыми декларациями Грузия, а реальный стратегический партнер. Если такового она не сможет получить, положение останется таким же, как сегодня. В первую очередь это отразится на автономиях. Ведь при стратегическом партнерстве Грузии с Россией автономии с гораздо большим доверием отнесутся к Тбилиси и более реально увидят перспективы своего социально-экономического развития, а урегулирование проблем произойдет по принципу федерального устройства. Но новое проамериканское правительство не сумеет это осуществить, поэтому из-за недостаточной его легитимности, а также вышеперечисленных проблем, пребывание у власти этого правительства продлится едва ли несколько месяцев. Американская же программа-максимум предусматривает удержать у власти новое правительство до 2009 года, и время, продленное за счет смены руководства в 2006 году, использовать, как уже отмечалось, для торгов с Россией.
Во всех вариантах, происходящие процессы развиваются в пользу России, и ей для этого ничего, вроде, и делать не приходится. Хотя существует фактор времени: 'деамериканизацию' Грузии Россия должна завершить до конца 2006 года.
2006-й, 2007-й и 2008-й годы - благоприятный для России период, и она попытается максимально использовать слабину Америки для укрепления своего потенциала.
К этому периоду у России уже будут определены энергомаршруты (основные проекты начнутся в 2007-2010 гг.), и в этом она приобрела сильных союзников. Необходимо лишь создание политического базиса, а также экономическая интеграция с этими странами. 2007-й год будет также отведен включению стран Восточной Европы в эту политическую интеграцию, что обозначилось во время успешного визита Путина в Чехию и Венгрию. Интеграцию Восточной Европы с Россией приветствуют и такие сильные игроки Западной Европы, как Франция и Германия, поскольку это поможет вытолкнуть из пространства между ними и Россией третьего сильного игрока - США.
Интерес России в отношении Грузии, как выше было сказано, представляет стратегическое партнерство. Это, в первую очередь, касается нежелательных для России процессов на Северном Кавказе. Несмотря на то, что действия Кремля сейчас более решительны и эффективны, чем в предыдущие годы, эти процессы будут продолжаться и представлять опасность для России до тех пор, пока Грузия, являющаяся тылом Северного Кавказа, остается антирусским анклавом.
Америка мыслит Грузию как плацдарм против своего основного врага - Ирана или, как отмечалось, для торгов с Россией, с целью уменьшения иранской опасности.
Свой интерес и у соседнего с нами Азербайджана, который, фактически, отказал Соединенным Штатам предоставить свою территорию в качестве плацдарма против Ирана. Для Азербайджана будет, мягко говоря, нежелательным 'застрять' между Ираном и действующим против него американским анклавом - Грузией. Кроме политического фактора, такая ситуация нанесет вред и растущей экономике Азербайджана (по данным на январь, в течение последнего года экономический рост составил 40%).
Что касается Турции, которая пока что хранит молчание, она довольна российско-азербайджанскими отношениями и не вмешивается в процессы, так как экономика Азербайджана в определенной степени завязана на стратегическом партнерстве с Турцией. С другой стороны, у самой Турции тоже есть совместные с Россией стратегические проекты. Исходя из этого, ее не устраивает Грузия как анклав дестабилизации, и об этом она в дальнейшем скажет свое слово.
А об Иране и говорить излишне. Его главный интерес заключается в том, чтобы Грузия не представляла для него опасности. Нетрудно догадаться, какие действия может предпринять Иран для осуществления этой цели, тем более, если учесть, что для защиты собственных интересов Иран готов открыто противостоять своим врагам во всем мире.
Для того же, чтобы понять интерес Армении, достаточно ознакомиться с заявлением ее министра обороны. В нем открытым текстом сказано, что они остаются одни перед лицом такой реальной опасности, как попытка Азербайджана военным путем вернуть Карабах. А если учесть, что сегодня в стратегических интересах России поддержка Азербайджана является приоритетом, к тому же Россию уже раздражает разыгрывание Арменией американских карт в отношении нее, - ясно, что в интересах Армении сохранение нынешней ситуации в Грузии.
Интерес Израиля в отношении Грузии составляет появление такой страны в регионе, которая хотя бы частично перераспределила на себя тот тяжелый груз, который Америка взвалила на Израиль.
Исходя из всего вышесказанного, понятно, что основные игроки не будут очень утруждать себя, чтобы сохранить уже исчерпавший свой ресурс нынешний режим в Грузии: некоторые для того, чтобы продлить ее сегодняшнюю политику, другие, - чтобы повернуть ее на 180 градусов.
С учетом этого внешнего фона, а также создавшейся внутри страны тяжелейшей социальной, политико-экономической обстановки, нерешенной проблемы территориального устройства и готовности нескольких, отличающихся друг от друга команд к предстоящей борьбе за власть, можно сделать вывод, что нынешний режим держится сейчас по двум причинам: 1) до мартовских событий еще не ясно, каким образом решится будущее Грузии - путем торгов или противостояния; 2) неясно также, в чьих руках окажется власть, как в глобальном контексте, так и на уровне конкретной команды. На оба эти вопроса ответ мы получим в начале второго квартала.
____________________________________________________________
Модест Колеров: 'Такие истерики вредны для Грузии' ("Georgian Times", Грузия)
В борьбе с таким громадным монстром, как Россия, необходимо проявлять больше прозорливости ("Georgian Times", Грузия)