Это те проблемы, от которых не отказалось бы любое правительство: постоянно растущий профицит бюджета, растущий резервный фонд, в котором насчитываются уже миллиарды долларов. Однако чем больше оказывается денег в чулке, тем ожесточеннее спорят российские политики.
Сначала имело место примерное решение. Россия должна складывать часть миллиардов долларов, получаемых ею благодаря скачкообразному росту цен на нефть и газ на мировом рынке, в чулок на тот случай, если наступят плохие времена, приказал президент Путин. Сказано - сделано. В начале 2004 года правительство решило создать стабилизационный фонд для будущих поколений: он формируется за счет дополнительных доходов и экспортных пошлин на нефть и газ и размещается на счетах Центрального банка.
Деньги потекли в два раза быстрее, чем это предполагали даже оптимисты. Через год на счетах стабилизационного фона лежали уже двадцать миллиардов долларов США. Чем больше становились резервы министра финансов Кудрина, тем труднее ему приходилось сдерживать натиск тех, кто хочет деньги не экономить, а расходовать. Тем более, что наряду с ростом стабилизационного фонда быстро увеличивались также золотовалютные запасы Центрального банка: с жалких 12,5 миллиардов долларов США в конце эпохи Ельцина - до нынешних 195,5 миллиарда долларов. В то же время зарубежные долги России составляют всего 80 миллиардов долларов США.
Коллеги Кудрина по кабинету министров и высокопоставленные функционеры Кремля предложили использовать дополнительные деньги на строительство дорог или аэропортов, на модернизацию армии, на строительство новых трубопроводов. Бывший министр экономики Ясин выступал против этого. "Проекты, связанные с инфраструктурой, больше чем все другие, открывают возможности для коррупции". Вместо этого Россия должна, по его словам, повысить низкие пенсии и жалованье государственным служащим.
Министр финансов оставался стойким: расходование миллиардов долларов, за которыми нет никаких реальных экономических достижений, откроет в России "лишь инфляционный ящик Пандоры". Вместо этого стоит использовать деньги на досрочное погашение российских долгов за рубежом. Летом 2005 года России удалось досрочно вернуть правительствам стран Парижского клуба - объединения государственных кредиторов Запада - 15 миллиардов долларов США из общего долга в размере 40 миллиардов долларов. Теперь Россия с удовольствием избавилась бы от остальных долгов в сумме 22 миллиардов долларов США. Однако против этого выступает прежде всего министр финансов Германии - ведь он уже включил проценты по долгам в бюджет.
Так что стабилизационный фонд России продолжает радостно распухать: в конце февраля он вырос до 52 миллиардов долларов США в пересчете.