Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин запускает политику доверительного управления

'Подарки' дружественным олигархам. Камчатка отходит Вексельбергу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
'Доверительное управление' - новая политика Кремля, который таким образом просит олигархов доказать свою верность. Александр Хлопонин, директор 'Норникеля', управляет Красноярской областью. Хазрет Совмен, который контролирует седьмую часть российского золота, сделался президентом республики Адыгея. Когда-то именно они гарантировали избрание российского президента. Однако сегодня властные отношения перевернулись с ног на голову, и для того, чтобы выжить, олигархи готовы делать все, чего потребует Кремль

Роман Абрамович, патрон 'Челси', больше не является единственным российским олигархом, которому Путин доверил 'в управление' один из самых бедных и негостеприимных регионов страны - Чукотку, находящуюся как раз напротив Аляски. Со следующего года такая же 'честь' достанется Виктору Вексельбергу, одному из владельцев нефтяного гиганта 'ТНК-ВР' и алюминиевых заводов 'СУАЛ'. Он отправится управлять Камчаткой, полуостровом, который простирается в направлении Японии.

Это 'доверительное управление' - новая политика Кремля, который таким образом просит олигархов доказать свою верность. Александр Хлопонин, директор 'Норникеля', управляет Красноярской областью. Хазрет Совмен, который контролирует седьмую часть российского золота, сделался президентом республики Адыгея. Когда-то именно они гарантировали избрание российского президента. Однако сегодня властные отношения перевернулись с ног на голову, и для того, чтобы выжить, олигархи готовы делать все, чего потребует Кремль.

Из 'старой гвардии' - из тех, кто в 96-м году решил, что немощный Борис Ельцин - это в любом случае лучше, чем возвращение коммунистов, - осталось очень мало. Они договорились, раскошелились, и добились повторного утверждения Ельцина, который победил на выборах коммунистического лидера Геннадия Зюганова. Впоследствии они получили возможность распоряжаться огромными богатствами страны. Но сегодня Михаил Ходорковский сидит, поссорившись с Путиным. Владимир Гусинский и Борис Березовский, которые тоже пробовали играть в самостоятельность, эмигрировали, чтобы избежать ареста. Другие - такие, как Александр Смоленский и Сергей Виноградов, - лишились былого масштаба. Остаются Владимир Потанин, Михаил Фридман, Петр Авен, Виктор Вексельберг и Вагит Алекперов. Но только потому, что они действуют с величайшей осторожностью. И так же ведут себя те, кто попал в миллиардеры в последние годы. От алюминиевого короля Олега Дерипаски и стальных магнатов Алексея Мордашова и Владимира Лисина, и до Владимира Евтушенкова, у которого шесть миллиардов долларов в телекоммуникациях и сфере услуг.

Они ничего не делают по собственной инициативе, внимательно прислушиваются к 'советам', которые поступают из Кремля. Они все должны считаться с новыми, поднимающимися персонажами, которые официально являются государственными чиновниками ('представляют интересы государства, не владеют акциями', - твердо заявил Путин), но контролируют при этом гигантские предприятия. Алексей Миллер в 'Газпроме', Сергей Богданчиков в 'Роснефти'. За ними стоят люди, на которых полагаются в президентской администрации: Дмитрий Медведев, председатель совета директоров 'Газпрома' и вице-премьер (бывший глава путинской администрации) и Игорь Сечин, президент 'Роснефти' и замглавы администрации.

Карта власти в России за последние годы сильно изменилась, и трансформация еще не закончена. Говорят, что в скором времени государственные бояре завладеют и другими областями экономики, принудив прежних владельцев к продаже.

'Старая гвардия' усвоила урок Ходорковского и даже подумать не может о том, чтобы пойти против бывших гэбистов (называемых 'силовиками'), которыми набит Кремль. Если их принуждают, они продают. Когда могут, частично переводят свои состояния за границу.

Наиболее известен случай Романа Абрамовича, который уже некоторое время живет в Лондоне. Он уступил 'Сибнефть' по первому требованию (за 13 миллиардов долларов) и увез с собой всю кубышку. По тому же пути могут последовать Потанин и Дерипаска. Первый из них уже доказал, что он вполне дисциплинирован: он вел переговоры с 'Siemens', но как только из Кремля раздалось 'стоп!', немедленно вернулся в строй. Точно так же он согласился продать свое турбинное производство государственной компании 'ЕЭС России'. Потом он уступил газету 'Известия' 'Газпрому'. Но никель, которым он владеет (его личное состояние исчисляется в 4,7 миллиардов), возбуждает аппетиты силовиков. У Дерипаски тоже могут вытянуть его алюминий, несмотря на такие его 'добрые дела', как 150 миллионов долларов, вложенных в производство новой модели 'Волги', автомобиля, предназначенного для номенклатуры.

В затруднительном положении, похоже, оказался и Фридман, в то время как его компаньон по нефтяному гиганту 'ТНК-ВР' Вексельберг разбивается для Кремля в лепешку. Он купил и вернул в Россию яйца Фаберже из императорской коллекции и в 2007 году станет губернатором Камчатки. На Чукотке Абрамович не жалел денег. В 2001 году он перевел на счет области 18 миллионов долларов. Потом он построил на живописном берегу внушительных размеров православный собор. Правда, летом на том участке, где он стоит, почва тает, и для того, чтобы храм не обрушился, техникам пришлось установить охлаждающее оборудование.

Владелец 'ЛУКОЙЛа', Алекперов, вкладывает все, что у него есть, за границу: в Литву, Латвию, Болгарию, даже в бензоколонки в США. Но всеобщий интерес нацелен на двух владельцев новых государственных энергетических пулов. Год назад 'Роснефть' должен был поглотить 'Газпром' (за 8 миллиардов долларов). Богданчиков и Сечин устояли, и сегодня их нефтяная компания стоит 50 миллиардов. Эти двое находятся в нападении. Они только что купили за 482 миллиона долларов долг 'ЮКОСа' трем западным банкам. Какова будет следующая площадка для схватки?