В Финляндии опять возникла полемика о будущем России и о возможных последствиях ее развития для нашей страны. Военные угрозы снова вынесены на повестку дня в качестве одной из отправных точек обсуждения будущей линии Финляндии в области обеспечения внешней безопасности.
Никто не скрывает, что России модернизирует свои вооружения и армию благодаря сверхприбылям, которые государство извлекает, успешно торгуя нефтью. Но основные действия России в военной области направлены на то, чтобы сократить разрыв с США. Развитие военных технологий позволяет США обеспечивать стратегическое и тактическое преимущество в борьбе против терроризма по всей шкале вооружений, не исключая и ядерные.
По последним американским прикидкам, США вплотную приблизились к достижению возможности в случае необходимости нанести первыми ядерный удар, который уничтожит российское ядерное вооружение и не позволит России нанести ответный адекватный удар. Россия старается всеми силами удержаться на плаву в качестве супердержавы и отвечает на подобный стратегический вызов, приводя в порядок заржавевшие ядерные вооружения и обычные вооружения, которые могут использоваться в прилегающих (к России) областях.
Для администрации президента Владимира Путина наиболее внушительная международная позиция - это сверхглавная задача. Чтобы показать свои способности и возможности администрация устанавливает контакты даже с довольно неожиданными партнерами. Так, Москва поддерживает в порядке переговорный процесс и с Ираном, стремящимся к обладанию ядерным оружием, и приветствует на своей территории представителей ХАМАС как переговорщиков.
В то время как США с помощью поездок президента Дж. Буша расширяет свое влияние на страны Южной Азии, Москва пытается со своей стороны играть более эффективно своими картами. Но карточный стол имеет свои границы.
ЕС и США как игроки
Управленческая политика Путина строится на двух основных принципах. Первый: государственная власть концентрируется не в руках правящего парламента, а у бюрократической элиты, костяк которой составляют бывшие и нынешние сотрудники спецслужб. В данном случае можно говорить о триединой модели администрирования: государственные институты становятся инструментом проведения определенной политики, СМИ и оппозиция подавляются, а главные стратегические сырьевые ресурсы переходят под контроль государства.
Нарождающееся указанным образом сильное государство используется во внешнеполитических целях. Адекватный ответ на вызовы со стороны США найти тяжело, но нельзя отказываться от попыток его все же найти.
Второй: с ЕС приходится играть по другим правилам, но здесь стоит задача ограничения 'мягкой власти' этого союза, которая основывается на европейской демократии и правах человека, в сфере интересов России. При этом одновременно следует поддерживать выгодные экономические отношения, ведь Россия стремится к членству в ВТО.
Стратегические ресурсы под контроль Федерации
При администрации Путина видны положительные моменты по сравнению с годами нахождения у власти Бориса Ельцина: порядка больше. Не говоря уже о сравнении с годами коммунистического авторитаризма. Тем не менее, возникает вопрос: если смотреть с Запада, то движется ли Россия в правильном направлении и чего можно от нее ожидать?
Ответ, на мой взгляд, скрыт в базисе российской экономики: и сейчас его основу составляют природные ресурсы, и развитие экономики зависит кроме собственных решений от изменений цены на нефть и газ на международном рынке.
Высокая цена на нефть, сохраняющаяся в мире, естественно, выгодна России, как стране, занимающей второе место в мире по величине объемов энергоносителей, поставляемых на международный рынок. Некоторые страны, однако, обеспокоены, является ли Россия надежным поставщиком природного газа, от которого Западная Европа начинает зависеть все в большее степени.
В области нефтедобычи Россия для сохранения прежних объемов нуждается в заметных иностранных инвестициях как в финансовой сфере, так и в области новых технологий. Россия Путина к такому варианту готова, но на своих условиях. Сначала приведение в порядок сибирских месторождений, после чего наступит очередь работ на Баренцевом море.
Экономическая и политическая стратегия Путина основывается на следующем факторе: углеводородное сырье России должно быть под неусыпным контролем федеративного государства. О подобной политике говорит и то, что недавно правительство предложило объявить 'стратегическими' 39 видов экономической деятельности.
К ним относятся, естественно, ядерная энергетика, военная промышленность и авиация, но и некоторые крупные производства в области энергетики и металлургии. Вопрос в расширенном толковании термина 'стратегический', имеющего в этом контексте и политическое значение. Наряду с использованием природных ресурсов для политических целей, указанные виды деятельности являются наиболее рентабельными и выгодными в России.
Рассматриваемый Думой законопроект предусматривает получение иностранным инвестором санкции президента в том случае, если таковой намеревается заполучить в стратегическом секторе 25% акций или их простое большинство.
Министр экономразвития Герман Греф, представляя думцам законопроект, обосновал его принципы следующим образом: в таком раскладе нет ничего нового и необычного - ведь США, Франция и Испания проводят подобную линию. Странно, правда, что он назвал и Финляндию в числе государств, которые проводят протекционистскую политику в стратегических отраслях. А может быть министр и прав, если вспомнить какие решения были приняты руководством концернов 'Несте', 'Фортум' и некоторых других энергетических фирм.
'ЮКОС' и 'Газпром' под контролем Путина
Успехи в области проводимой Путиным политики требуют устранения политических конкурентов и переключения стратегических денежных потоков для пополнения кассы государства. В первом случае это произошло при проведении операции против независимого 'ЮКОСа' (в данном случае были, судя по всему, и юридические основания) и переводе концерна под контроль президента через некоторые не совсем прозрачные торговые сделки.
Целями этой операции, проведенной Москвой, были не только разгром оппозиции и увеличение доходов государства. Явно просматривается выгода для входящих во внутренний круг приближенных к администрации Путина лиц.
Похоже на то, что сам Путин действует очень дисциплинированно, ожидая получение собственной выгоды в будущем. На самом деле он контролирует денежные потоки самой крупной в мире компании по добыче газа - 'Газпрома' - через контрольный пакет акций, держателем которого является Российская Федерация. Рыночная цена 'Газпрома' сейчас достигает по некоторым оценкам 200 миллиардов долларов. 'Газпром' владеет 16% мировых запасов природного газа и поставляет на рынки до 20% от всех объемов реализуемого в мире газа.
Российское государство богатеет
Характер нефтяной политики России проявляется в том, как перераспределяются доходы от бизнеса. Доходы от продажи нефти облагаются большими налогами. Если цена за баррель нефти на международных рынках превышает 25 долларов, то производитель должен выплатить государству от суммы, превышающей указанный лимит, до 90% в виде налогов. Бюджет государства получает хорошие доходы и в результате того, что значительная часть нефтепотоков находится под прямым или косвенным, но жестким, контролем самого государства.
Налогообложение реализации энергии и природного сырья увеличилось. 'Газпром' дает поработать внутри страны некоторым нефтяным и газовым компаниям, ибо сам занят более прибыльным делом: развитием газосети, особенно за пределами России.
Для сохранения ценового баланса в России создан Стабфонд, размеры которого в прошлом году составили более 50 миллиардов долларов. При сохранении нынешнего уровня цен на нефть этот фонд к 2008 году составит 110 миллиардов долларов. Валютные резервы Центрального банка России составили в прошлом году 180 миллиардов долларов, и запас может вырасти к 2007 году до 285 миллиардов долларов.
Разбогатевшее государство позволило себе утвердить бюджет без дефицита и продолжить выплаты внешних долговых обязательств. Долг России составлял в 1998 году 140% от ВВП, а в 2005 году - всего-то 17%.
Недовольство можно подавить двумя способами
Сверхдоходы государства и жизнь без долгов добавляют независимости государству как внутри страны, так и за ее пределами, к чему и стремились. Сильное государство необходимо для политических и военных задач, но и транспортная, а также вся другая инфраструктура нуждается в незамедлительном обновлении, поскольку изношена и таит в себе опасность возникновения катастроф. Несмотря на все, даже стратегические, попытки, рынок не смог вытеснить традиционный настрой населения на получение различных льгот, к чему приучили народ годы коммунистического правления.
Быстрый рост экономики меняет картину общества: возникают новые зажиточные семьи, хотя ареалом их проживания остаются в основном крупные города - такие как Москва и Санкт-Петербург. В них растет количество представителей среднего класса, способного хорошо потреблять и не думающего о политике. Администрация Путина спланировала двойную стратегию: с одной стороны она опирается на сельское апатичное население, традиционно настроенное на авторитетные личности, что не позволит выплеснуться недовольству в виде бунта бедняков на периферии, а с другой - это китайская модель. Имеющие покупательную способность горожане среднего класса получают то, что они хотят. В результате радикализации их настроений не происходит. В оппозиции оказываются только представители либеральной интеллигенции и собственно рабочий класс, но и та и другая группа организованы очень плохо.
Путину удалось создать такую политическую ситуацию, при которой принцип 'разделяй и властвуй' действует эффективно на основе интересов различных общественных групп.
Раймо Вяюрюнен возглавляет Академию наук Финляндии