Визит в Грузию помощника заместителя Госсекретаря США Мэтью Брайза официальный Тбилиси встретил с восторженным удовлетворением. Некоторые положительные оценки представителя Вашингтона власти Саакашвили намотали на ус и обернули в свою пользу. Хотя грузинская пресса распространила и очень скандальное заявление Брайза. По его словам, Америка не намерена поддержать какую-либо страну в вопросе вывода российских баз.
'В интересы Америки не входит поддержка Грузии, Армении и какой-либо другой страны, если эти страны примут решение о выводе российских баз', - утверждает Брайз.
Это не только важное, но и настолько скандальное заявление, что оно может поставить с ног на голову внешнеполитический курс Грузии, являющийся на основании деклараций четко прозападным.
Власти Саакашвили не раз фиксировали, что США - стратегический партнер Грузии. Поэтому заявление Брайза может быть рассмотрено, как попытка Америки пересмотреть свой внешний курс в отношении Грузии.
Американо-российские отношения в последнее время потеплели. Это подтверждают и грузинские эксперты, по оценке которых, США пытаются приобрести поддержку России в вопросе учреждения определенных санкций для Ирана.
На этом фоне заявление высокопоставленного чиновника администрации США проигрышно для внешней политики Грузии, тем более что внешнеполитическое ведомство нашей страны явно не в состоянии делать смелые шаги и строит свои действия полностью на письменных и устных директивах президента Саакашвили.
Гела Бежуашвили, в первый же день назначения на пост министра иностранных дел Грузии, вооружившись ручкой, как первоклассник, усердно отмечал в своем блокноте советы и рекомендации Саакашвили.
Параллельно с заявлением Мэтью Брайза, пресса обнародовала и некие соображения экспертов о российско-американских отношениях. По их мнению, США пытаются неофициальным путем договориться с Россией о передаче Грузии в сферу ее влияния, чтобы взамен Кремль ужесточил свою политику в отношении Ирана.
США готовы в 24 часа покинуть Грузию, если Россия примет их предложение, так как Иран создает Америке реальный дискомфорт.
Однако ряд грузинских политологов считает подобные оценки эмоциональными и нереальными. Так Сосо Цинцадзе строит догадки, что в заявлении Мэтью Брайза, возможно, есть неточности, так как он не мог делать такие оценки, поскольку вопрос о выводе российских баз из Грузии был решен на Стамбульском саммите.
'Если в этом заявлении имеются в виду миротворческие подразделения - это другой вопрос, но заявление о выводе баз Брайз не сделал бы потому, что тогда Вашингтон должен произвести ревизию решения Стамбульского саммита. А это не должно входить в интересы Америки. Возможно, Брайз сказал эту фразу в контексте миротворцев, ведь у США нет четкой позиции относительно их вывода', - считает Сосо Цинцадзе.
По его же мнению, исключено, чтобы Америка уступила Грузию России взамен Ирана, так как приложила огромные усилия для развития демократии в Грузии, поэтому невозможно представить, чтобы сегодня США на 180 градусов изменили собственный курс.
В таком случае Вашингтон не получит никакой поддержки от американского общества. Пусть никто не думает, что вопрос иранского досье решает Россия. Нет необходимости и в том, чтобы Америка использовала территорию Грузии для военных действий против Ирана, так как у нас нет настолько развитой инфраструктуры, чтобы воздушные бомбардировки осуществлялись отсюда'.
В точности высказывания Мэтью Брайза сомневается еще один эксперт Рамаз Сакварелидзе. Он тоже считает, что Америка не сможет пересмотреть решение о выводе российских баз по той причине, что этот вопрос рассматривался непосредственно европейскими странами под эгидой ОБСЕ, и США большого участия в этом не принимали.
По словам Сакварелидзе, Иран интересует США, в первую очередь, как один из крупнейших в мире экспортеров нефти. Известно, что осуществленная в Ираке американская операция была мотивирована будто бы необходимостью пресечь производство ядерного оружия. Однако факт, что и в Ираке так же, как сейчас в Иране, США интересовала нефть.
Нефтяная политика администрации Америки направлена не только в сторону Ирана, но и Кавказа, и Средней Азии, что, по мнению Рамаза Сакварелидзе, не менее значительно для Америки, чем Иран. США заинтересованы контролем значительных месторождений в Средней Азии, в частности, в Казахстане. Поэтому, как считает политолог, США ни в каких сделках не уступят Грузию России.
'Вспомним, что сказал Буш во время пребывания в Тбилиси. Он заявил: 'Меня Грузия интересует как опорная точка для выхода в Среднюю Азию'. Эти слова президента США лишний раз подтверждают, что у Америки одинаковая цель как в отношении Ирана, так и Грузии. Если она уступит России Грузию и в целом Закавказье, потом ей придется вновь заботиться о том, чтобы вырвать у России линию Кавказ - Средняя Азия'.
Мнение о том, что Америка, уступит Грузию России, чтобы приобрести ее поддержку, скорее эмоционально, чем основано на конкретных аргументах, считает Сакварелидзе.
Однако и он подтверждает, что в последнее время Америка более уступчива в отношении России. Это выражается в том, что в Вашингтоне закрыли глаза на вход российского бизнеса в Грузию. США не боятся экономических войн и могут в любое время перевести под свой контроль объекты, приватизированные Россией в Грузии.
Что касается использования территории Грузии в качестве военного полигона против Ирана, эти страхи тоже безосновательны. США понимают, что это ослабит их коммерческие интересы в Грузии. Причем, России идти на уступки необходимо больше, чем Америке. Когда Кондолиза Райс указала Лаврову на нарушение его страной международных норм в Абхазии и Самачабло, министр иностранных дел России в ответ заявил, что 'США препятствуют ее вступлению во Всемирную Торговую Организацию'.
Возвращаясь к заявлению Мэтью Брайза, можно сказать, что власти Грузии находятся в состоянии эйфории и интерпретируют его оценки так, будто Америка довольна всеми событиями, происходящими в Грузии, хотя это далеко не так.
К примеру, председатель парламентского комитета по внешним отношениям Котэ Габашвили сделал для 'Джорджиан таймс' такой немногословный комментарий: 'У Мэтью Брайза было интересное выступление на конференции. Что касается распространенного заявления, это чья-то выдумка, очень похожая на заявление заместителя директора ахалкалакского базара'.
В отличие от парламентского большинства, оценки оппозиции относительно американо-грузинских отношений более реалистичны. По мнению члена фракции 'Демократический фронт' Гочи Джоджуа, 'у США, как и России, есть свои интересы в Грузии. И это совершенно очевидно'.
Однако пересечение этих интересов не должно произойти так, чтобы нанести урон Грузии. Оценки, сделанные Госдепартаментом США, власти Грузии поняли так, как их устраивало. Но удовлетворенности в этих оценках нет. Америке не нравится и избирательная политика властей Грузии, поэтому она указывает им на необходимость большей демократичности.
Что касается заявления Брайза, то, как отметил Гоча Джоджуа, у Вашингтона гораздо больше проблем, чем это представляется властям Грузии, и Америке необходима поддержка России. Поэтому ради Грузии США не натравят на себя Россию.
Джоджуа считает, что у Грузии слабый внешнеполитический курс. Власти хотят выдать желаемое за действительное. 'Мэтью Брайз отвечает перед администрацией США за процессы, происходящие в Грузии, но поскольку он не все у нас хорошо знает, ему трудно всему дать реальные оценки, поэтому они в определенной степени субъективны'.
Между прочим, одно из высоких должностных лиц США тоже признает, что у Вашингтона свои интересы в Грузии. По его словам, Америку больше, чем демократия, интересует в Грузии вопрос нефтепровода, хотя необходимо учитывать и то, что Вашингтон резко отрицательно относится к странам, склоняющимся к диктатуре.
Америка критикует власти Саакашвили за игнорирование демократических ценностей, что, возможно, серьезно осложнит американо-грузинские отношения.
__________________________________________________________
Кому нужна Грузия? ("Georgian Times")