Будучи недавно на одном дипломатическом приеме, я оказался непонятым, когда завел разговор об активно муссируемой у нас теме - о "взошествии" Вайры Вике-Фрейберги на ооновский престол. "Вы это серьезно? Да у нее же практически нет шансов!" - заявляли опытные европейские дипломаты. Не буду приводить их аргументы - они достаточно серьезны, да, впрочем, уже и упоминались в нашей прессе. Потакая, однако, общественному интересу, масс-медиа продолжают настаивать на своем, вызывая уже открытое раздражение прекрасно осведомленного о своей перспективе президента Латвии.
Интересно при этом, что русская публика, кажется, больше рассчитывает на практическую пользу от "своего человека" в верхах, тогда как латышская надеется на подъем престижа государства.
Но давайте обратимся к недавнему прошлому. Помните, как радовались в Латвии, когда комиссаром Евросоюза по энергетике назначили Андриса Пиебалгса? Тогда все были уверены: "Ну все, потечет российская нефть по нашим трубам, никуда Москва не денется". Прошло уже почти полтора года с начала комиссарства Пиебалгса - а где нефть? На днях комиссар даже подверг сомнению панбалтийскую идею строительства новой АЭС, за которую, будучи простым нашим министром, наверняка бы проголосовал обеими руками.
Так что с первой мечтой, думаю, все ясно. Возьмем другую надежду - на рост престижа родного государства. Кто-нибудь еще помнит, из какой страны нынешний Генсек ООН Кофи Аннан? А если помнит, то может ли доказать, что авторитет Ганы на международной арене сильно вырос за последние годы? Объяснить наши устремления можно лишь извечным свойством человеческой натуры выдавать желаемое за действительное и нашим старорежимным мышлением - вот расставим везде своих людей, тогда и заживем. . .
Увы, в большой политике такие схемы не работают.