В то время, когда вы будете читать эти строки, я буду на пути в Москву, где приму участие в обсуждении темы эстонско-российских отношений. Ниже вкратце то, о чем я собираюсь там говорить. А вернувшись назад, расскажу, как эти отношения видят со стороны Москвы.
Наши отношения сконструированы. Они исходят не из объективной реальности (если таковая имеется), а из наших отношений к ней. Основой конструкции служит различная государственно-национальная самобытность. Приведу эти различия сверхупрощенно, схематично, но это лучший способ говорить о сложных вещах.
Россия видит в себе доброго великана, собирателя земель, объединителя народов. Ее добрые намерения порой выходили ей боком, еще чаще ее понимали неверно. Страны же Балтии - это злобные русофобные карлики, которые в силу исторической ошибки временно отошли в сторону. Это малые народности, которые когда-то входили в братскую семью народов, но отплатившие неблагодарностью. Допустим, нам было вместе трудно, но мы все-таки были вместе и это должно быть основанием для лучших отношений.
В свою очередь, страны Балтии видят себя униженными, проглоченными малыми государствами, с точки зрения которых, развал СССР - не крупнейшая геополитическая катастрофа (как это считает президент соседней страны), а восстановление исторической несправедливости.
Просто наше, России и стран Балтии, видение об исторической справедливости различное.
Подчеркиваю, что все это верно на уровне коллективного подсознания. Каждый из нас может думать по-разному. Но время от времени коллективное темное подсознание проскакивает и на губах или на бумаге появляются высказывания в стиле 'Ах, эти тиблы (оскорбительные названия русских - прим. пер.), чухна, все они одинаковы'.
Наши отношения во многом определяются инерцией негативизма исторического самоосознания. Все, так или иначе, плохо, хорошего здесь, так или иначе, не будет. Это отношение подтверждает повседневная практика, сложившееся между Россией и странами Балтии взаимное недовольство, упреки, тычки и обвинения.
Возьмем хотя бы эстонско-российский пограничный вопрос. Обе стороны обвиняют друг друга.
Россия конструирует Эстонию как 'государство одной проблемы'. Как государство, у которого постоянно есть из-за чего спорить с восточным соседом. Что все, что мы делаем, исходит лишь из желания насолить России или защитить себя от нее.
Мы отвечаем той же меркой. Не у нас проблемы с российской границей, а у России проблема с границей Эстонии и Европы.
Надо отметить, что у России из 16 приграничных государств с десятью - проблемы большие или малые. Но в интересах истины: это не особенность России. Речь скорее идет о естественном явлении, связанном с последствиями распада континентальной империи.
Представьте себе хоть на мгновение распад Французской или Британской империи в случае, если бы их колонии не были заморскими территориями. Какой спор из-за границ мы бы тогда наблюдали?
В заключение. Инерцию негативизма в наших отношениях можно сломить каким-либо решительным шагом. Каким он мог бы быть? Я не знаю. Но убежден в одном: ни у одной из сторон (пока) не видно явного желания сделать этот шаг. Ничего не поделаешь, мы живем в истории.