Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Михаил Горбачев и конец 'холодной войны'

Пусть военная сила будет сколь угодно велика и все еще крайне важна, было бы ошибкой любого государства не учитывать экономическое влияние и значение 'мягкой силы'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале марта Михаил Горбачев отмечал 75-летие концертом и конференцией в своем фонде в Москве. К сожалению, российский народ не слишком его любит, обвиняя в потере советского могущества. Гобачев, однако, тем, кто возмущается по его поводу, отвечает: 'Не забывайте, что именно я дал вам право кричать'

В начале марта Михаил Горбачев отмечал 75-летие концертом и конференцией в своем фонде в Москве. К сожалению, российский народ не слишком его любит, обвиняя в потере советского могущества. Горбачев, однако, тем, кто возмущается по его поводу, отвечает: 'Не забывайте, что именно я дал вам право кричать'.

Когда Горбачев пришел к власти в 1985 г., то попытался преодолеть экономическую стагнацию введением более жесткой дисциплины для советского народа. Когда дисциплина в качестве меры воздействия оказалась неэффективной, он начал перестройку. Бюрократия, однако, постоянно саботировала его указы. Он ввел гласность, т.е. открытые дискуссии и демократизацию. Гласность поволила многим людям сказать о том, что они думали, и они сказали: 'Хотим покончить с этим'.

Советский Союз прекратил свое существование в декабре 1991 г. Заграничная политика Горбачева, которую он назвал 'новое мышление', помогла закончить 'холодную войну'. Горбачев заявил, что безопасность - это игра, в которой выиграть могут все. Вместо того, чтобы направить на противника как можно больше ядерных боеголовок, он провозгласил доктрину достаточности, что означало наличие лишь минимально необходимого для обеспечения безопасности количества боеголовок. Он был убежден, что советское господство в Восточной Европе обходится слишком дорого и приносит слишком мало пользы, а вторжение в Афганистан было слишком дорогостоящей катастрофой.

В 1989 г. жители Восточной Европы получили свободу. Горбачев отказался одобрить использование силы для подавления демонстраций. В ноябре пала Берлинская стена. Но некоторые из этих событий вышли у Горбачева из-под контроля. Он не хотел менять коммунистический строй, он хотел лишь улучшить его. Его реформы переросли в революцию, которая скорее разрасталась снизу, чем управлялась сверху. Желая одоровить коммунизм, он проделал отверстие. Но это было как щель в плотине - когда сдерживавшееся давление стало проникать наружу, щель увеличилась, и поток разрушил всю систему.

Если бы Политбюро Советского Союза выбрало в 1985 г. вместо Горбачева одного из его конкурентов из лагеря приверженцев твердой линии, то, возможно, падающий Советский Союз продержался бы еще 10 лет. Он не должен был так быстро развалиться. Горбачевское гуманное расшатывание системы значительно ускорило развитие событий. Были и более глубинные причины исчезновения СССР. Одной из них была 'мягкая сила' либеральных идей. Их распространению помогал рост числа международных контактов и связей. На людей оказывал влияние успех западных экономик. Огромный советский оборонный бюджет начал подминать под себя другие аспекты жизни советского общества. Система охраны здоровья ухудшалась, а смертность увеличивалась (это было единственное исключение среди развитых государств). В конце концов невыносимость бремени, созданного сражением с империализмом, начала понимать и армия.

Самыми главными причинами падения Советского Союза были упадок коммунистической идеологии и экономический провал. Но это произошло бы и без Горбачева. В самом начале 'холодной войны' коммунизм и Советский Союз обладали значительной 'мягкой силой'. Многие коммунисты вели борьбу против фашизма в Европе, и миллионы человек были убеждены, что за коммунизмом будущее. Советскую 'мягкую силу' подломило раскрытие преступлений сталинского режима в 1956 г. и кровавое подавление восстания в Венгрии в 1956 г., оккупация Чехословакии в 1968 г. и события в Польше в 1981 г. Несмотря на то, что коммунизм теоретически пытался создать притягательную внешне систему классовой справедливости, наследники Ленина держались у власти при помощи жесточайшего аппарата спецслужб. Частью этой системы были 'чистки', гулаг, цензура и вездесущие доносчики. Результатом этих мер была всеобщая утрата веры в систему. Упадок советской экономики отражал худшую по сравнению с капиталистической способность центрального планирования реагировать на глобальные экономические перемены. Сталин создал управляемую экономику, в которой предпочтение отдавалось тяжелой промышленности и энергоемким производствам, поэтому она была крайне негибкой - воплощением нерасторопности и неповоротливости.

Экономист Джозеф Шумпетер считает, что капитализм - это творческая деструкция - способ гибкого реагирования на определяющие волны технологических изменений. В конце 20 в. главным технологическим изменением третьей промышленной революции была растущая роль информации, как основного фактора экономики. Советская система в манипулировании с информацией была особо неповоротливой. Масштабное утаивание в его политической структуре означало, что информационный поток был негибким и неповортливым.

Экономическая глобализация в конце 20 в. спровоцировала хаос по всему миру. Но западные рыночные экономики смогли переместить рабочую силу в сферу услуг, реструктуризовать тяжелую промышленность и перейти на компьютеры. Советский Союз не смог удержать шаг. Когда Горбачев пришел к власти в 1985 г., в СССР было 50 тысяч персональных компьютеров. В США их в то время было 30 млн. Через 4 года в Советском Союзе было 400 тыс. персональных компьютеров, а в США - 40 млн. По словам одного советского экономиста, в конце 80х лет на мировых рынках могли быть конкурентоспособными лишь 8% советской промышленности. Стране крайне сложно оставаться суперимперией, если мир не заинтересован в 92% того, что это государство производит. Урок для сегодняшней ситуации очевиден. Пусть военная сила будет сколь угодно велика и все еще крайне важна, было бы ошибкой любого государства не учитывать экономическое влияние и значение 'мягкой силы'. Ошибкой является также слишком легковесное отношение к лидерам, апеллирующим к гуманитарным ценностям. Советский Союз, возможно, был обречен на распад, но мир должен поблагодарить Горбачева за то, что империя, которой он управлял, прекратила свое существование без кровопролития.

Джозеф Най преподает в школе государственного управления Гарвардского университета. Написал книгу "Мягкая сила: средство достижения успеха в мировой политике".

__________________________________________________________

Источник: Rusko v globalni politice