Парламентарий Раса Юкнявичене самые большие проблемы национальной безопасности связывает с недостаточным развитием демократии в стране и неспособностью трех китов общества - политики, бизнеса, СМИ - противостоять внешнему влиянию.
С членом комитета по национальной безопасности и обороне, заместителем председателя Союза Отечества Расой Юкнявичене корреспондент газеты 'Летувос жинес' Мариюс ГИРША беседовал в канун второй годовщины членства Литвы в НАТО.
- За два года наше понимание национальной безопасности изменилось. Но усилилось ли чувство ответственности за страну?
- Когда мы только были приглашены присоединиться к Альянсу, один из близких моих соратников сказал, что в Литве будет не интересно жить. Политическая жизнь будет течь в известном направлении. Я тогда несколько засомневалась. И на самом деле, через, примерно, полгода грянул скандал с Роландасом Паксасом. Оказалось, что закрепить членство НАТО будет не легко, поскольку это, скорее всего, зависит от определенной системы ценностей. Важнейшая из них - сильное чувство демократии. Боюсь, что в Литве этого пока что нет.
Другой, не менее важный фактор - влияние России. Интересы нашей соседки далеко не совпадают с интересами литовского народа. Россия приспособилась к новым обстоятельствам и, к сожалению, осталась одной большой угрозой для нас.
Соблазны России
- Вспомним хотя бы самый большой инцидент - катастрофу российского истребителя в Литве. В тот раз даже заговорили о двойных стандартах, применяемых к старожилам НАТО и к новичкам. Был ли полезным тот урок?
- Не назвала бы это событие самым большим злом, раскрывшим основные проблемы национальной безопасности. Самолеты во многих местах падают, это скорее несчастный случай.
Подчеркну, что наибольшие проблемы национальной безопасности связаны с недостаточным развитием демократии, уязвимостью нашей политической системы, которую определяют внешние причины. Говоря об уязвимости, я имею в виду три кита - бизнес, политику и средства массовой информации, а через них - общество. Практика показывает, что на составные части этого треугольника можно оказывать очень большое влияние. Сила российской внешней политики больше всего проявляется через энергетику и спецслужбы. Сегодня их деятельность очевидна не только в Литве, но и на всем постсоветском пространстве. Не скрывается, что доступ к Балтийскому морю для России жизненно важен. Она не вредит нашему членству в Европейском Союзе и НАТО, однако стремится, чтобы в этих структурах у стола, где принимаются решения, сидели бы и ей удобные люди. Россия видит возможность добиваться этого и через нашу страну.
В этом отношении у Литвы еще нет ясной стратегии. Каждый раз с приближением новых выборов мы только вздыхаем, когда появляются большие деньги сомнительного происхождения.
Россия активно действует и через средства массовой информации. Не секрет, что для соблюдения интересов большой соседки в Литве используются не только СМИ русского происхождения, но и внешне как бы литовские. Приятно, что литовским СМИ вообще по силам противостоять таким попыткам. Однако определенная часть их проводит нужную Кремлю политику. Похожие процессы происходят и в других постсоветских странах. Это скоординированная деятельность.
Что делать, чтобы мы могли более надежно защититься от таких атак? Ничего нового не скажу. Нужно, чтобы общество само научилось отделять зерна от плевел, и чтобы мы, политики, были бы более ответственными. С другой стороны, и некоторые наши службы могли бы действовать эффективнее, следить и оценивать направляющиеся в Литву денежные потоки, часть которых идет и определенным СМИ.
- Вы упоминали о нападках на гражданские институты. Многие так и не дождались официальной реакции властей на это. Не создалось ли впечатления, что даже наши сановники не придают этому большого значения?
- Возможно, что просто не раскрывается все, что делается. Когда мы в комитете будем обсуждать отчет Департамента государственной безопасности, эти вопросы обязательно встанут.
Однако мне кажется, что в Литве еще господствует искаженное понятие свободы печати, и политики боятся об этом говорить. Часто за кулисами упоминается, что поднимать вопросы о коллаборационистских СМИ опасно, есть угроза того, что будешь уничтожен как политик, тем более, когда в самой политике таких проблем полно.
Почему власть молчит? Было очень неприятно, когда партии правящего большинства своими заявлениями поддержали атаку на неправительственные организации (газета 'Республика' выступила с циклом статей, в которых поднимала вопрос о возможном влиянии на принятие решений в Литве со стороны неправительственных организаций, финансируемых Дж. Соросом - прим. перев.). Даже бюджетные деньги выделяются той части СМИ, которая явно прорусская. Достаточно обратить внимание на то, где публикуются заказные материалы государственных учреждений. Я думаю, что после такой атаки они должны бы отказаться от договоров с газетой 'Республика', информационным агентством ELTA (контрольный пакет агентства принадлежит владельцу газеты 'Республика' - прим. перев.).
Мне так жаль, что болезненные вопросы не поднимают институты саморегуляции СМИ. С другой стороны, видя, что некоторые издания могут управляться большими деньгами со стороны, не могу молчать. Это не малая угроза национальной безопасности Литвы. Советовала бы госучреждениям начать с малого - хотя бы не сотрудничать с такими средствами массовой информации.
Я не имею в виду ДГБ. Его как раз постоянно заставляли осуждать гражданские организации, но он этого не сделал. Однако я не дождалась конкретных действий со стороны служб безопасности и правоохранительных органов. Были сообщения, что Россия выделяет полтора миллиарда рублей на усиление влияния в окружающих государствах, но я не слышала, чтобы наши учреждения находили эти деньги в Литве.
Слабое звено и 'спасатели'
- Какие еще угрозы Вы усматриваете?
- Военные опасности сегодня уж точно никто бы не осмелился озвучивать, хотя, например, в соседней Белоруссии ежегодно проходят военные учения, основная задача которых - прорыв.
Учатся, как через территорию Литвы и Польши соединиться с находящимися в Калининградской области российскими войсками. Однако думаю, что большой военной угрозы для Литвы сейчас нет. Даже если сложилась бы невыгодная международная ситуация - ослабели бы США, потеряли бы позиции на Ближнем Востоке и Средней Азии, потеряли бы сильные евроатлантические связи с ЕС. Тогда положение Литвы было бы затруднительно - влияние России неизбежно усилилось бы.
Непонятно, почему России нужно тратить столько денег на вооружение в Калининградской области, ведь вокруг - дружественные государства.
Возвращаясь к внутренним угрозам, приходится сожалеть, что Литве за 16 лет не удалось создать сильного, обогатившегося общества, на которое меньше бы влияли внешние факторы.
Сегодня слабое звено - необразованный, нищенствующий житель, верящий в распространяемую пропаганду. Чем больше будет оставаться людей, неспособных позаботиться о себе, тем большей будет внутренняя опасность. Иногда я думаю, что кому-то, наверное, выгодно такое плохое положение в Литве, когда из-за большой социальной разницы можно управлять людьми и тем самым выигрывать выборы.
Происходит обнищание общества. Я не виню Правительство, что пенсии в Литве не такие зажиточные, как на Западе, однако факт, что они в два раза меньше, чем в Польше, является скандальным. Ведь стартовые условия были одинаковыми, а экономический рост в Литве даже больше. Результат, по-видимому, зависит от того, насколько способны мы наводить порядок.
К сожалению, в Литве много разочаровавшихся людей, которые составляют основу для появления 'спасателей'. Рождаются ли они в стране? И да, и нет. Внешние силы очень эффективно используют то, что в нашем государстве происходит естественно.
Однако у России всегда были и еще долгое время будут цели, противоречащие интересам литовского народа, поэтому самая большая ответственность падает на нас, политиков. Справедливое государство является лучшим лекарством для преодоления разочарования у общества, а также для отпора внешних угроз.
Нет ничего плохого, что не могло бы измениться к лучшему
- Страну порой сотрясают большие или малые скандалы. Похоже, некоторые скандальные обстоятельства хотя бы для политиков не были секретом. Может, часто искру высекают, чтобы отвратить внимание от больших проблем?
- Я не сторонница теории заговоров. Может, кому-то и выгодно ставить дымовые завесы. Замечаю, что процессы нашей политической жизни обостряются, что складывается сложная ситуация с нефтеперерабатывающим предприятием 'Мажейкю нафта'. С другой стороны, Литва - демократическое государство, поэтому жизнь естественным образом выталкивает на поверхность некоторые вопросы.
Не вижу ничего плохого, что не могло бы измениться к лучшему. Было бы хуже, если бы эти процессы оставались неизвестными, как в советское время.
Вспоминаю, что на Андрюса Кубилюса (лидер оппозиционной правой партии Союз Отечества - прим. перев.) и на меня совсем недавно пытались бросить тень. Мы ясно сказали: проверяйте все, но угрозами нас не остановишь.
- Недавно прошедшие президентские выборы в Белоруссии разочаровали. Можно ли было рассчитывать на другой исход, тем более что ЕС накануне не осмелился высказать четкое мнение?
- Прежде всего, выборов в Белоруссии не было. Это можно назвать фарсом, пародией. Во-вторых, я вижу много позитивных факторов. Нашлась серьезная альтернатива Александру Лукашенко - Александр Милинкевич. Демократические страны должны единодушно поддержать протестующих и потребовать новых демократических выборов.
И все-таки напрашивается вывод - если бы ЕС в отношении Белоруссии имел стратегию, положение в этой стране сегодня было бы лучше. Однако Европа, наконец, начинает понимать, что Белоруссия не является какой-то потерянной землей.
Сегодня наибольшую озабоченность вызывает то, что режим Лукашенко теперь может прибегнуть к большим репрессиям. Думаю, что для тысяч людей возникнет реальная угроза. Как будет развиваться ситуация в Белоруссии, очень зависит и от России.