Ожидающий рассмотрения в Конституционном суде Российской Федерации запрос президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты может инициировать на Кавказе дестабилизирующую цепочку событий. Кокойты, полностью зависимый от Кремля, не сделал бы столь радикального шага, если бы его не поощрили к нему на самом высоком уровне в Москве.
Если события такого рода выйдут из-под контроля, они могут вызвать российско-грузинский вооруженный конфликт с непредсказуемыми последствиями для данного региона и для всего мира.
Мои недавние встречи в Москве и Вашингтоне свидетельствуют о том, что российско-грузинские отношения ухудшились до такой степени, когда некоторые официальные лица в Кремле всерьез ищут предлог для начала военной операции с целью свержения грузинского президента Михаила Саакашвили.
Два московских инсайдера - опытный главный внешнеполитический советник, нередко неформально озвучивающий точку зрения Кремля, и видный член Государственной Думы РФ, специализирующийся на международных делах - сказали, что февральское заявление политического стратега Кремля Глеба Павловского относительно возможности убийства Саакашвили является чем-то большим, чем простое хвастовство. Это - предостережение.
"Идет весна - время начинать войну с Грузией", - сказал внешнеполитический советник. Он конкретно упомянул Осетию (а не сепаратистскую Абхазию) как будущую "горячую точку".
Грузины постоянно раздражают Россию тем, что им удалось заключить договоренность о выводе российских военных баз, а также своим стремлением в НАТО. Грузинский парламент, скорее всего, проголосует за то, чтобы потребовать вывода российских миротворцев из Абхазии и Осетии. Саакашвили написал Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану (Kofi Annan) письмо с просьбой "интернационализировать" миротворческие операции в Абхазии и Осетии.
Осетины-христиане, говорят россияне, имеют российское гражданство и хотят присоединиться к своим братьям в Северной Осетии, которая является частью Российской Федерации. "Саакашвили вышел из-под контроля и нуждается в том, чтобы его заставили повиноваться, - сказал специалист по российской внешней политике. - Если грузины будут помалкивать и вести себя правильно, мы даже, возможно, позволим им вступить в НАТО, но если они будут шуметь, тогда мы примем меры".
Однако другие работающие в Москве аналитики отметили, что эта риторика очень похожа на выпады против предыдущего грузинского президента Эдуарда Шеварднадзе. "России нужно понять, что у нее проблема с Грузией, а не с Саакашвили или с Шеварднадзе", - сказал редактор известного внешнеполитического журнала.
Если обращение Кокойты в Конституционный Суд РФ, который не имеет репутации независимого от исполнительной власти, будет принято, и за этим последует референдум о формальном отделении от Грузии и присоединении к России, Грузия может принять военные меры с целью предотвратить свой распад. Но такие шаги, как надеется Москва, могут спровоцировать массовую реакцию осетин, которых поддержат "добровольцы" с Северного Кавказа и из других краев.
В придачу к осетинам с севера и с юга, два российских источника упомянули чеченцев Рамзана Кадырова. "Мы вооружили Рамзана, который сейчас имеет от пяти до семи тысяч штыков, - сказал российский специалист. - Он полон желания отправиться воевать в Грузию - вплоть до Тбилиси. Он чувствует запах богатой добычи - а Москву очень тревожит его де-факто направленная на независимость политика".
Грузинские официальные лица, посещавшие Вашингтон для участия в межведомственных встречах с целью координации вопроса о заявке Грузии на членство в НАТО, признали, что Россия, расстроенная тем, что Тбилиси добивается получения нынешней осенью плана действий для подготовки к вступлению в НАТО, планирует "провокацию".
"Россия сфокусировалась на негативном отношении к вопросу вступления Грузии в НАТО, что делает ее более агрессивной", - говорит заместитель министра иностранных дел Грузии Георгий Манжгаладзе, который руководит вступлением своей страны в НАТО.
Однако Грузия не желает быть втянутой в военный конфликт. "Мы будем протестовать дипломатическими средствами, но не станем принимать военных мер, если в Южной Осетии пройдет референдум или будет какая-то другая провокация", - уточняет заместитель председателя парламентского Комитета по обороне и безопасности Ника Руриа.
Все члены ездившей в Вашингтон делегации, включая первого заместителя министра обороны Мамуку Кудаву, согласились с тем, что их страна является объектом российской "кампании черного пиара". Однако грузинская делегация последовала совету эстонского представителя в Вашингтоне посла Юрия Люика, что лучше всего игнорировать российские угрозы - как это сделали в 1990-е годы прибалтийские страны.
Существует, однако, фундаментальное различие между вступлением в НАТО прибалтийских стран в 1999 году и случаем с Грузией.
Во-первых, Россия в то время пыталась выбраться из руин экономического кризиса 1998 года и находилась в постъельцинском переходном периоде, следовательно, была значительно более слабой. Москва тогда еще не сделала дразнение Америки своим внешнеполитическим приоритетом, несмотря на попытки тогдашнего министра иностранных дел и премьер-министра Евгения Примакова делать именно это.
Во-вторых, Кремль не имел в загашнике 200 млрд. долл. США, с которыми не знает, что делать. Сегодня, как и всегда, правительства и чиновники делают что-либо не потому, что это нужно, но потому, что они это могут сделать.
В-третьих, в то время как Россия все еще не успокоилась после завершения строительства магистрального нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, "Газпром" в ярости по поводу предстоящей постройки газопровода Баку-Эрзерум, который в будущем может позволить Туркменистану и даже Казахстану экспортировать свой газ на Украину и в Европу в обход трубопроводной сети "Газпрома".
В 1999 году Европа не чувствовала такой сильной зависимости от российских энергоносителей - сегодня она ее чувствует. Однако "европейцев тревожит использование Россией энергии как политического оружия", говорит редактор аналитического веб-сайта Средней Азии и Кавказа при факультете углубленных международных исследований Университета Джонса Хопкинса (School of Advanced and International Studies at Johns Hopkins University) Свант Корнелл (Svante Cornell). "После Украины это оружие может дать обратную вспышку", - добавляет он.
И, наконец, прибалтийские кандидаты имели сильную и громкоголосую поддержку от Польши, Венгрии и других центрально-европейских стран, а также от влиятельных центрально-европейских диаспор в Соединенных Штатах - накануне критически важных президентских выборов 2000 года.
Россия сегодня полна решимости помешать вступлению в НАТО Грузии и Украины. Российские военные чувствуют, что теряют лицо вследствие того, что их неуклонно выжимают - сначала с грузинских военных баз, затем из Осетии и Абхазии - и, наконец, с дач и санаториев на Черноморском побережье. Они, быть может, даже надеются на продвижения по службе, награды и увеличение бюджета, если начнется очередная кавказская война.
Весна не обещает Кавказу солнечной политической погоды. Грузии потребуются вся ее политическая мудрость и поддержка друзей в Вашингтоне и в других краях в момент, когда она будет вести переговоры об урегулировании последнего осетинского кризиса и разминировании политического минного поля на Кавказе вообще.
Ариэль Коэн является исследователем России и Евразии в Институте международных исследований имени Кэтрин и Шелби Кулом Дэвис фонда "Наследие" (Kathryn and Shelby Cullom Davis Institute for International Studies at the Heritage Foundation)