Система противоракетной обороны (ПРО) США в период до 2020 года не будет способна ослабить эффективность стратегических ядерных сил России. Об этом заявил бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения РФ генерал-полковник Виктор Есин.
Заявление Есина - очередной шаг в наметившемся в последнее время возобновлении российско-американского ракетно-ядерного противостояния. Совсем недавно американская пресса на основе заключений пентагоновских экспертов сделала вывод, что Россия больше не является конкурентом США в области ядерных вооружений: дескать, российские ракетные войска настолько устарели, что американская система ПРО справится с ними 'одной левой'.
Американцы несколько поторопились с оценками: большинство межконтинентальных баллистических ракет (МБР), состоящих на вооружении российской армии, оснащены мощным комплектом средств преодоления ПРО. 'Кроме того, при создании новых ракетных комплексов типа 'Тополь-М', 'Булава' и других предусмотрены такие технические решения, которые позволят вообще обесценить разрабатываемые американцами противоракетные средства', - сказал Есин.
К таким техническим решениям он, в частности, отнес разработку ядерных боеголовок, способных совершать маневр на траектории полета, уклоняясь от встречи с противоракетой. Тем не менее генерал подчеркнул, что в случае, если американская ПРО примет иной облик и ее системы будут развернуты вблизи границ России, она обретет способность существенно влиять на эффективность российских средств ядерного сдерживания (СЯС). 'В этой ситуации России придется принять дополнительные меры по противодействию системам ПРО, чтобы не позволить девальвировать свой ракетно-ядерный потенциал', - сказал Есин.
Однако пока хватает и уже принятых мер. А вот с противоракетной обороной у американцев пока не очень хорошо: глава Агентства по ПРО Пентагона генерал-лейтенант Генри Оберинг, выступая на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил конгресса США, заявил, что до конца года США будут располагать 16 (!) ракетами-перехватчиками в рамках системы ПРО. Оберинг рассказал, что недавно на Аляске были установлены в шахтах еще три противоракеты - в дополнение к шести уже имеющимся. Кроме того, две противоракеты размещены в Калифорнии. По словам Оберинга, к концу 2007 года общее число перехватчиков будет доведено до 20.
Генерал признал, что развертывание этого компонента системы ПРО происходит с существенным отставанием от графика: 20 противоракет предполагалось иметь к концу 2005 года. Причина - проблемы с испытаниями. До сих пор не было проведено ни одного пуска непосредственно из шахты. Две попытки - в декабре 2004г. и феврале 2005 г. - сорвались из-за сбоев в программном обеспечении.
В следующем финансовом году, отметил он, будут продолжены испытания и размещение на боевых позициях компонентов ПРО как дальнего, так и промежуточного действия, включая ракеты-перехватчики наземного и морского базирования. Но пока, несмотря на вложенные средства, американская система ПРО не работает.
Справка
По состоянию на 1 января 2006 года Россия обладала 4399 ядерными боеголовками, США - 5966. Однако Россия обладает преимуществом по показателю забрасываемого веса - 2547,7 метрической тонны против 1797,9 метрической тонны у США.
США обладают 500 пусковыми установками баллистических ракет наземного базирования Minutemаn-3 (всего 1200 ракет) и 50 пусковыми установками ракет Peacekeeper (всего 500 ракет). Подводные ракетоносцы имеют 432 пусковые шахты для ракет Trident-1 и Trident-2 (всего 3168 боеголовок). В США развернуты 243 стратегических бомбардировщика (81 самолет B-1, 20 - B-2 и 142 - B-52 ), которые имеют на вооружении 1098 боеголовок.
Россия располагает 663 пусковыми установками баллистических ракет наземного базирования (СС-18, СС-19, СС-25, РС-12М), которые снабжены 2183 боеголовками. Российские подводные лодки имеют 292 пусковые шахты и 1592 боеголовки. Россия также имеет на своем вооружении 78 стратегических бомбардировщиков (14 самолетов Ту-160 и 64 - Ту-95), которые способны нести 624 боеголовки.