Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Глобальная газовая Большая Игра

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Производство тепловой и электрической энергии, отопление жилищ в зимнее время и работа промышленных предприятий - все зависит от природного газа, который где-то после 2020 года может стать главным источником энергии на нашей планете.

Колоссами морских коммуникаций Персидского залива являются уже не нефтеналивные танкеры класса"Suezmax" водоизмещением 160000 т и более, а громадные танкеры с характерными куполами для перевозки сверхохлажденного сжиженного природного газа, везущие новое "черное золото" Катара или Абу-Даби в газохранилища и на газовые заводы Европы или Дальнего Востока.

На Уолл-стрит компания "Conoco" делает заявку на приобретение стоящей 35 млрд. долл. США компании "Burlington Resources", чтобы получить стратегический приз в виде триллионов кубических футов "голубого газа", находящегося под поверхностью в Скалистых горах. В будущем из-за непостоянства цен на природный газ брокеры станут именовать товарные биржи Нью-Йорка и Лондона с их непрерывно меняющимися котировками Газ-Вегасом (Gas Vegas). В пустынях Саудовской Аравии, на огромных просторах зоны вечной мерзлоты полуострова Ямал в Сибири, на ярко-зеленых островах Индонезийского архипелага, в океанских глубинах у побережья Западной Африки и на древних персидских равнинах лежат запасы газа нашей планеты - будущее следующего мирового энергетического порядка. Правительства тратят несказанные миллиарды на то, чтобы установить свой контроль над этими запасами, строят газопроводы и заводы по регазификации (сжиженного природного газа), арендуют целые флоты танкеров для перевозки сжиженного природного газа. Подобно сырой нефти, природный газ в новом тысячелетии является "валютой власти".

По мере того как суровая реалия кульминационной точки мировых запасов нефти начинает доходить до становящегося все более прожорливым по части природного газа мира, наиболее дальновидные финансовые воротилы и крупные нефтяные компании передвигают фигуры на шахматной доске международной финансовой и энергетической политики, чтобы застолбить свои заявки на бесценные запасы единственного углеводородного топлива, которое способно заменить сырую нефть. Производство тепловой и электрической энергии, отопление жилищ в зимнее время и работа промышленных предприятий - все зависит от природного газа, который где-то после 2020 года может стать главным источником энергии на нашей планете.

Когда в поисках возможностей для заключения сделок по газу я путешествую из Москвы в Лондон, а оттуда в Хьюстон и потом в столицы нефтегосударств арабского мира и центрально-азиатских ханств, невозможно не почувствовать, как к тебе прикасаются призраки легендарных Джона Рокфеллера (John Rockefeller), Дж. Пола Гетти (J. Paul Getty), д-ра Арманда Хаммера (Armand Hammer), майора Холмса (Holmes) и Нубара Гюльбенкяна (Nubar Gulbenkian), которые занимались крайне рискованными спекуляциями в Ираке, на нефтяном месторождении Спиндлтоп (Spindle top), в Северном море, в Море Пустоты (Sea of Emptiness) Саудовской Аравии и на Аляске, и которые своим мужеством, своими буровыми установками, своими крезовскими (Croesus) богатствами изменили историю человечества. Целое поколение отделяет нас от тех времен, когда крупные нефтяные компании открыли сказочные нефтяные фонтаны, огромные месторождения, которые стали навязчивой идеей вышепоименованной группы охотников за нефтяными сделками: Бурганское (Burgan), Гаварское (Ghawar), Бассейн Маракаибо (Maracaibo Basin), Закумское (Umm Zakum), Залив Компече (Gulf of Compeche), Аляскинский Северный Склон (Alaska's North Slope). Но самые большие в мире газовые месторождения пока еще не открыты. Западная Сибирь может похвастать более чем третью всех мировых запасов природного газа, а один только "Газпром", эта стоящая триллион долларов "дойная корова" Кремля, удовлетворяет четвертую часть потребностей Европы в газе, добывая его на грандиозных месторождениях, в сравнении с которыми даже катарское месторождение Рас Лаффан (Ras Laffan) может показаться карликом. Космос сыграл с нашей цивилизацией геополитическую шутку, разместив крупнейшие созвездия нефтегазовых месторождений в самых удаленных и нестабильных местах. А это значит, что в расчеты для газопроводов и танкеров для перевозки сжиженного природного газа закладываются десятилетия и десятки миллиардов долларов. Отсюда и консорциумы, а также совместные предприятия, появившиеся повсюду, от Казахстана и Сибири, до Долфина и Южного Парса в Иране.

Почему крупные нефтяные компании яростно дерутся за запасы природного газа, газопроводы и заводы по сжижению природного газа и регазификации? Ответ прост. Крупнейшие мировые нефтяные компании "выжали" все самые лакомые месторождения. Генеральный директор компании "Shell" даже пошел на подлог в отчетности, чтобы завысить объемы запасов на месторождениях, которые были опустошены в результате увеличения добычи. Создание Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) стало смертельным ударом для Семи Сестер (Seven Sisters), корпоративных королей Большой Нефти. Три десятилетия назад компании "Exxon" и "Mobil" добывали 7,5 млн. баррелей "черного золота" в сутки. Сегодня слившаяся компания "Exxon Mobil" пытается качать 4 млн. баррелей в сутки, что существенно меньше, чем добывают такие государственные нефтяные компании, как саудовская "Aramco", российская "Лукойл", венесуэльская "Pedvesa". Поэтому Семь Сестер в отчаянии стали осуществлять слияния, проводить разведочное бурение на нефть во льдах Арктики и в дождливых тропических лесах Бразилии и Брунея, делать миллиардные рискованные ставки. Государственные компании силой втиснулись в их главные, самые прибыльные операции (переработка нефти и продажа нефтепродуктов), в то время как их нефтяные скважины были национализированы Каддафи (Gaddafi), шахом, саудовцами и кувейтцами.

Шесть самых крупных нефтяных компаний мира, каждая из которых представляет собой мутанта, рожденного в результате мании слияний, "Exxon Mobil", "Chevron Texaco", "Unocal", BP (которая купила "Amoco", "Arco" и "Sohio"), "Total Fina Elf" и "Conoco Philips", больше не способны восполнять свои запасы сырой нефти за счет новых месторождений. Самые низко висящие фрукты мира, огромные нефтяные месторождения, просто давно уже опустошены. Этим гигантам ничего не остается, кроме как возродиться в газовой отрасли, заняться "голубым газом", который при сжигании загрязняет атмосферу значительно меньше, чем каменный уголь, чей черный дым забивает легкие от Аппалачей до накрытого смогом мегаполиса Пекин. Вы когда-нибудь задумывались, почему китайцы северных провинций так много плюют? По иронии судьбы, сами по себе масштабы Шести Сестер ("Лукойл" - безобразная сводная сестра, потому что, будучи якобы частной, в действительности работает в тени выбранных Кремлем царей) означают, что только лишь для того, чтобы компенсировать добычу нефти, им нужны газовые месторождения, эквивалентные десяткам миллиардов баррелей нефти. Ахиллесовой пятой Большой Нефти являются затраты на геологоразведку и добычу (E and P costs), а главной проверкой жизнестойкости нефтяной компании является соотношение между объемами ее запасов и производства; поэтому - как свидетельствует сражение за поглощение компаний между "Unocal", "Chevron" и CNOOC - сделки по нефти определяют глобальный конфликт.

Благодаря развитию трубопроводных технологий впервые в истории удалось связать между собой мировые газовые рынки. Увеличение до 60 долл. за баррель цены сырой нефти, межконтинентальные трубопроводные системы, появление сжиженного природного газа и рынка сложных производных, чтобы снизить ценовые риски, создали настоящий газовый рынок. Вовсе не случайно, что российско-украинский спор вызвал кошмары в самых влиятельных советах директоров Западной Европы и в дипломатических представительствах, или что вложение компаниями Большой Нефти многих миллиардов долларов в сжижение природного газа в Катаре фактически было санкционировано Белым домом, или что запасы метана сделали президента Туркменистана одним из самых могущественных властителей в Средней Азии, или что "Газпром", а не "Microsoft" или GE однажды станет самой дорогостоящей компанией на земле.

Уроки Уго Чавеса (Hugo Chavez) и арабское нефтяное эмбарго 1974 года означают, что США никогда не позволят находящемуся под властью аятолл Ирану с его вторыми в мире запасами природного газа диктовать свои энергетические поставки. Именно этот подсознательный страх, в вовсе не заводы по обогащению урана является причиной того, что Джордж Буш-младший (Geprge W. Bush) наложил вето на огромную заявку Большой Нефти на иранские богатые газовые месторождения. Газ - вот причина того, что распространение голубых искр однажды станет столь же критической меркой мирового финансового сердцебиения, что и нефть марки "Brent" Северного моря или фьючерсные цены на нефть марки "West Texas Intermediate". Газ - вот причина того, почему японцы обхаживали клику индонезийских генералов из окружения Сухарто (Suharto), а Франция не оставила на произвол судьбы алжирскую "le pouvoir", военную хунту, которая в 1990-е годы ввергла Алжир в кошмарную гражданскую войну. Большая Нефть писала историю 20-го века. Большой Газ будет определять тайную историю нового тысячелетия.

Матейн Халил является дубайским инвестиционным банкиром.