Заявление министра аграрной политики Александра Баранивского о намерении ввести запрет на ввоз продукции животноводства из РФ - как мясной, так и молочной, которое он сделал во время посещения учебно-методического центра в поселке Немешаево Киевской области, прозвучало как гром среди относительно ясного неба. Россия ограничила ввоз на свою территорию украинской мясомолочной продукции еще 20 января. С тех пор украинские предприятия отрасли, ежемесячно теряющие 60-70 млн. долл., успели разувериться в способности МинАП и правительства в целом решить этот вопрос. И начали решать его сами.
Причем не без успеха: индивидуальные разрешения 'Россельхознадзора' на ввоз своей продукции получили шесть украинских молочных комбинатов. В стадии переговоров находятся еще несколько предприятий. Теперь украинские мясомолочные производители не знают - то ли гордиться страной, бросившей вызов северной сверхдержаве, то ли плакать оттого, что после резких заявлений МинАП их переговорные усилия пойдут прахом.
Действительно, если бы Украина сразу ответила России тем же, условия для ведения последующих переговоров были бы жестче, но предсказуемее. А на семьдесят пятый день:
Напомним, что запрет на ввоз всей продукции животноводства из Украины был введен Россией 20 января 'в связи с угрозой появления на территории РФ острозаразных болезней животных и ввоза недоброкачественной продукции, опасной для здоровья человека в результате многочисленных нарушений российского ветеринарного законодательства при ввозе животноводческих грузов из Украины'. Также, по сообщению российских властей, запрет вызван отсутствием действенного контроля за поступлением, перемещением и переработкой опасного в ветеринарном отношении мясного сырья со стороны Государственной ветеринарной службы Украины. В свою очередь, в Киеве заявили, что Москва запретила ввоз украинской продукции животноводства без аргументированных претензий.
Большинство украинских предприятий мясомолочной индустрии были вынуждены сократить производство. По оценкам агентства 'Агроперспектива', в январе-феврале поставки украинского сыра на российский рынок сократились на 69% - до 11,415 млн. долл. по сравнению с 36,339 млн. долл. в январе-феврале 2005 года. Одновременно продажи российских сыров на украинский рынок в январе-феврале 2006 года увеличились на 95%, до 1,68 млн. долл., против 0,85 млн. долл. в январе-феврале 2005 года. Эксперты оценивали возможные ежемесячные убытки для молочной отрасли Украины в размере 50-60 млн. долл., для мясной отрасли - 12-15 млн. долл.
В феврале-марте 2006 года ряд украинских предприятий посетили инспекторы Российской федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Инспекция эта вызвала волну недовольства, докатившуюся даже до украинского правительства. Так, 22 марта и. о. премьер-министра Юрий Ехануров назвал допуск российских инспекторов на украинские заводы ошибкой, поскольку все они уже 'были сертифицированы россиянами'. А и.о. министра финансов Виктор Пинзеник назвал проверку экспертами 'Россельхознадзора' предприятий животноводческой отрасли 'унижением граждан Украины'. Эти заявления политиков еще тогда напугали участников мясомолочного рынка, опасавшихся возможного ужесточения позиции России.
Тем не менее, шесть украинских заводов - 'Балтский молочно-консервный комбинат детских продуктов' (Одесская область), 'Гадячсыр' (Полтавская область), 'Хмельницкая маслосырбаза' (Хмельницкий), 'Менский сыр', Роменский молочный комбинат, Пирятинский сырзавод - получили разрешения 'Россельхознадзора' и увеличили объемы производства. Эксперты прогнозируют, что после подобных заявлений переговорный процесс по дальнейшей выдаче разрешений украинским предприятиям как минимум притормозится.
Александра Баранивского это не смущает: 'Те заводы, которые они открыли, - единицы, они абсолютно для нас погоды никакой не делают'.
'Если Россия перекрыла от нас, то почему мы должны держать для России?' - восклицал министр перед телекамерами в минувший четверг. На вопрос, почему будет введен запрет на ввоз продукции, он кратко ответил: 'Некачественная'. И поведал, что на границе каждый день перехватываются автомобили, которые перевозят на территорию Украины 'сало и мясо неизвестного происхождения'.
По мнению президента Украинской аграрной конфедерации Леонида Козаченко, потери Украины от подобного решения будут больше, чем потери России.
- Мы экспортируем в десять раз больше продукции по стоимости, чем они экспортируют нам. Потеряет Украина, - говорит Леонид Козаченко. - Подобные заявления показывают, что Минэкономики не в состоянии решить проблему с экспортом украинской мясомолочной продукции в Россию. Однако на сегодняшний день этот вопрос во многом уже решился. Инициативу в этом проявляли общественные организации, отдельные предприятия. На сегодняшний день многие украинские предприятия АПК уже могут экспортировать свою продукцию в Россию. И этот процесс продолжается. Мы ожидали, что в ближайшие две недели такие разрешения получат и другие предприятия. В таких условиях нет смысла махать шашкой. Подобное решение Украины только усугубит ситуацию.
Действительно, российских производителей вряд ли сильно напугает подобное решение Украины: по данным российского Института аграрного маркетинга, в 2005 году экспорт российского мяса в Украину составил: 263 тонны.
Любопытно, что за день до заявления Баранивского Украинская аграрная конфедерация выразила 'удивление' бездействием украинских государственных органов. 'За последнее время вообще не поступало сообщений о динамике решения указанного вопроса. Создается впечатление, что интересы молочной промышленности, равно как и производителей молока, уже больше не являются приоритетом отечественных управленцев', - говорится в заявлении конфедерации.
Нужно отметить, что Баранивский - далеко не пионер в запрете ввоза российской сельхозпродукции в Украину. Напомним, что еще 15 декабря минувшего года ВР приняла Закон Украины 'О запрете ввоза на территорию Украины мяса и продуктов из птицы', которым введение моратория предполагалось на период эпидемии птичьего гриппа. Закон, однако, был ветирован президентом, и 21 февраля парламент это вето преодолеть не смог.
А сам Александр Баранивский грозился ограничить импорт российской сельхозпродукции из России еще 31 января с.г. Правда, тогда его пыл остудил вице-премьер по вопросам АПК Юрий Мельник, заявивший о приоритетности переговорного процесса с Россией перед торговыми войнами.
Кроме заявления министра, никаких других действий по ограничению российского импорта еще не предпринято. Официальное уведомление о запрете в Минсельхозпром России пока не поступало. Как не поступали туда и конкретные претензии к качеству импортируемой продукции. Ряд экспертов вообще склоняются к мысли, что никаких конкретных действий со стороны Украины и не последует, а заявление Баранивского - не более чем пиар-ход в надежде сохранить за собой место министра в будущем правительстве.
Нужно, однако, отметить, что именно сегодня жесткая позиция Украины по отношению к России имеет определенные шансы на успех. Дело тут в переговорах о вступлении в ВТО, которые ведут обе страны. По мнению ряда экспертов, Киев сегодня заметно ближе к вступлению в эту организацию, чем Москва: нам осталось снять претензии лишь трех стран. К России подобных претензий больше, и, по идее, она должна быть заинтересована в уменьшении количества торговых войн.
Мясомолочная война с Украиной может выйти России боком, если наша страна таки вступит во всемирный торговый клуб первой. Однако, похоже, в Москве не собираются отходить от позиции силы. Так, недавно РФ ввязалась в торговую войну с членами ВТО Молдовой и Грузией, запретив импорт местных вин из этих стран под предлогом их недоброкачественности. Кто бы запретил импорт российского газа. . .
___________________________________________________________
Украина готовит контрудар в мясо-молочной войне с Россией ("Украинская правда", Украина)