Президент Виктор Ющенко и его партия 'Наша Украина' испытали болезненный удар всего через год после украинской Оранжевой революции. Как утверждает Джеффри Берлин, нарушение соглашения о порядочности снизило уровень доверия к правительству Ющенко, и теперь перед ним стоит трудная задача - создать коалицию, находясь в положении слабого.
Нечасто увидишь спад, подобный тому, который испытали Виктор Ющенко и его партия 'Наша Украина' на парламентских выборах 2006 г., состоявшихся через год после Оранжевой революции на Украине.
Украинский народ вновь выдвинул Виктора Януковича и его Партию регионов на передний край политики. Поверженные Оранжевой революцией получают на выборах первое место и 32 процента голосов избирателей.
Он нанес Ющенко еще один удар, отдав 22 процента голосов за партию 'Батькивщина' бывшей 'оранжевой' премьер-министр Украины Юлии Тимошенко. Она заметно опередила 'Нашу Украину' Ющенко, получившую 14 процентов.
Кипучая демократия
Демократия на Украине полна жизненных сил и отличается последовательностью. Поддержавшие Януковича на президентских выборах подтвердили, что то, как Ющенко проявил себя в роли президента, не подтолкнуло их к изменению изначального выбора.
Подобным образом, и большинство 'оранжевых' избирателей решило наказать президента, поддержав Тимошенко.
Почему, несмотря на процветание гражданского общества в течение последнего года и открытость, вновь обретенную украинской прессой, Ющенко и его партнеры по коалиции не смогли расширить свою базу? И почему на этих выборах партия Ющенко 'Наша Украина' уступила свои позиции 'Батькивщине' Тимошенко?
Обостренное чувство разочарования
Может, дело в завышенных ожиданиях после Оранжевой революции? А, может, в том, что экономический рост, составлявший 12,1% в 2004 г., когда Янукович был премьер-министром, снизился в 2005 г. до 2,6% после прихода к власти оранжевой коалиции?
При непосредственном общении с украинцами выясняется другая причина: растет чувство разочарования, особенно, среди тех, кто поддерживал партии Оранжевой коалиции. За несколько месяцев до выборов я разговорился с водителем такси в Житомире (примерно в 80 км к западу от Киева) и спросил, что он думает о политической ситуации.
'Я никогда не забивал себе голову политикой, - сказал он. - Но я поехал в Киев, чтобы поддержать Оранжевую революцию и провел трое суток в лютый мороз на Майдане. А теперь я сыт по горло этими оранжевыми политиками'.
От чего же так устал народ Украины?
Соглашение о порядочности
Оранжевая революция была, прежде всего, соглашением о порядочности между властью и народом. Отправив в сентябре кабинет Тимошенко в отставку, Ющенко признал, что правительство не выполняет свои обязательства, заявив, что 'в определенный момент мои коллеги просто потеряли командный дух и веру: Я убежден, что не для этого миллионы людей стояли на площадях'.
Ющенко был прав, но выполнение его части соглашения также оказалось под угрозой. За несколько месяцев до этого он выступил в защиту своего министра юстиции, которого обвиняли в сообщении неверных сведений о своем образовании. 'Если министр юстиции не обязан отчитываться за свои слова, то кто в правительстве обязан?' - говорили в те дни в Киеве.
В июле Ющенко накричал на журналиста, поинтересовавшегося, почему его 19-летний сын водит дорогой BMW и щеголяет платиновым мобильным телефоном.
Позже президент принес свои извинения, но его поведение в историях с министром юстиции и сыном вызвало у народа сомнения в его личном стремлении побороть коррупцию и сделать власть более прозрачной.
Нераскрытые политические преступления
Между тем, не движется с места расследование громких политических преступлений, раскрыть которые обещал Ющенко. Среди них - убийство журналиста Георгия Гонгадзе, отравление самого Ющенко в ходе президентской кампании и подтасовки на выборах, приведшие к Оранжевой революции.
Более того, когда Ющенко отправил в сентябре правительство Тимошенко в отставку, у многих сложилось впечатление, что он отвлекает внимание общества от обвинений в коррупции, которые государственный секретарь Александр Зинченко выдвинул в адрес членов ближайшего окружения Ющенко.
Распад оранжевой коалиции
Тогда Ющенко подписал политический пакт с Януковичем, благодаря которому его кандидат на пост премьер-министра Юрий Ехануров получил поддержку Партии регионов.
В одном из положений пакта говорилось о 'недопустимости политических репрессий против оппозиции', что фактически означало амнистию для организаторов подтасовок на президентских выборах.
Этот пакт по сути знаменовал собой распад оранжевой коалиции всего через девять месяцев после ее прихода к власти и возвращение Януковича в большую политику.
Доверие украинского народа к Ющенко было вновь подточено в январе, когда его команда подписала газовый контракт с Россией, по которому все поставки газа на Украину стали осуществляться холдингом 'РосУкрЭнерго'.
Анонимные акционеры
Представители 'Газпрома' заявляют, что российский концерн владеет 50 процентами 'Росукрэнерго', а вторая половина акций принадлежит украинским акционерам, имена которых не раскрываются. На вопрос о том, кому же принадлежат эти акции, Ющенко ответил: 'Я не знаю. Возможно, это украинцы, но мне неизвестно, кто эти люди', признавшись, таким образом, в своем неведении.
Но действительно ли президент не знает, что за украинцы стоят за компанией, играющей ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности страны?
Выбор партнера по коалиции
После того, как высказался народ, настало время Ющенко сделать свой выбор. При том, что ни одна партия не получила подавляющего большинства мест в парламенте, для формирования правительства нужна коалиция, состоящая, по меньшей мере, из двух или трех партий.
Ослабленный неудачей на выборах, Ющенко, тем не менее, волен выбрать между 'оранжевым' большинством с евроатлантическими амбициями или большинством с пророссийским навесом для электоральной базы Януковича и более благожелательно настроенным по отношению к лидерам украинского бизнеса.
Оранжевые надежды
Для того, чтобы воссозданная оранжевая коалиция была эффективна, обладая большинством всего лишь в 54 процента мест в парламенте, Ющенко и его партии придется с уважением отнестись к мнению 'оранжевых' избирателей и сделать необходимые уступки Тимошенко для создания сплоченной команды.
Такой коалиции пришлось бы преодолевать разногласия, возникшие за время премьерства Тимошенко, которая возглавила кампанию за пересмотр итогов приватизации. Отправив ее в отставку, Ющенко пытался загладить последствия этой кампании, назначив правительство Еханурова.
Первое место, полученное на выборах партией Януковича, и внутренние разногласия могут привести к созданию альянса Янукович-Ющенко, который получил бы не менее 59% мест.
Это потребовало бы пересмотра конфликтующих между собой приоритетов по интеграции с Западом и расширению связей с Россией и Востоком, за которое ратовал в ходе своей избирательной кампании Янукович.
Также это могло бы привести к тому, что власть окажется в руках того самого человека, который чуть больше года назад умолял тогдашнего президента Кучму разогнать протестующих в Киеве и утвердить подтасованные результаты голосования, которые должны были дать ему президентское кресло.
Принятие желаемого за действительное
Не принимают ли желаемое за действительное те, кто считает, что Янукович и его Партия регионов открыли новую страницу в своей истории, выступая теперь за большую прозрачность и порядочность правительства?
4 апреля украинский парламент принял решение о снятии депутатского иммунитета с депутатов органов местного самоуправления. Наименьшую поддержку эта мера получила со стороны партии Януковича, лишь один представитель которой проголосовал за нее.
Третий вариант формирования правительства - это большая коалиция трех ведущих партий, получившая бы абсолютное большинство (88 процентов) мест в парламенте. Это был бы наихудший из возможных сценариев: прежде всего, Украине нужна сильная оппозиция.
Большая коалиция стала бы непрочным альянсом и открыла бы широкие возможности для коррупции: три партии могли бы тайно договариваться о разделе экономических дивидендов власти между поддерживающими их экономическими силами.
Сильная оппозиция
Вопрос о том, кто возглавит оппозицию, не менее важен, чем то, кто станет премьер-министром. Тимошенко доказала свою способность быть оппозиционером в преддверии Оранжевой революции и после роспуска своего правительства.
Янукович также продемонстрировал умение быть лидером оппозиции, которое лишь усилит его недавний успех на выборах - но после президентских выборов трудно поверить в то, что он приверженец демократии.
Какой бы выбор ни сделал Ющенко, он должен уважать мнение украинского народа, высказанное им на выборах, и управлять страной так, чтобы восстановить доверие избирателей.