Путешествие на Международную космическую станцию стало громким успехом для подполковника Маркуса Понтеса. Долгие годы он учился и готовился физически для того, чтобы совершить космический полет и отлично справился со своими задачами. Однако для Космической программы Бразилии экскурсия на МКС ничего не значила. Она не принесла никакого научного прогресса — восемь экспериментов в условиях отсутствия гравитации МКС или в точности повторили опыты школьников на уроках средней школы, или не были столь важны — и не придало импульса программе, которая долгие годы находится в забвении.
Прогулка подполковника Понтеса была преподнесена федеральным правительством как пропагандистский ход, который будет использован президентом Лулой в кампании по его переизбранию. Это была единственная цель досрочного участия бразильца в космической авантюре. Бразильский астронавт мог совершить миссию на МКС без лишних затрат в 2009 году. Но президентские выборы состоятся в октябре, и правительство мобилизовало все силы на переизбрание и не упустило эту возможность, даже путем огромных затрат в 10 миллионов долларов — со скидкой в 50% (сумма, которую заплатила Бразилия за полет Маркуса Понтеса).
В итоге массированная пропаганда представила подполковника Маркуса Понтеса как пионера, который совершил прорыв в космос одновременно в год столетия великого подвига Сантуса Дюмона, совершившего первый в истории полет на планере 14-Бис.
Однако орбитальный полет подполковника вскрыл недостатки и отсталость бразильской Космической программы, которую федеральное правительство систематически отодвигало на второй план своей политики научно-технического развития, если она еще существует. Получается, что Бразилия после Понтеса вероятно не пошлет другого пилота в космос, если только какой-нибудь руководитель из эксцентричности не купит билет за 'всего лишь' 20 миллионов долларов. В космосе уже побывали 440 астронавтов из 36 стран. И пассажирами на орбитальных кораблях являются те, кто платит за то, чтобы их доставили на станцию и обратно.
Пока правительство занималось сбором электоральных дивидендов от шоу с космическим полетом, бразильская Космическая программа, которая могла бы добавить знаний, которыми не обладают другие страны, и подготовить национальную промышленность к новому качественному скачку, была заброшена за ненадобностью.
Бразилия является одной из 16 стран, участвующих в проекте МКС. Она должна была, по меньшей мере, пять лет назад поставить оборудование на станцию на сумму в 120 миллионов долларов. Национальной промышленности хватило технических возможностей для их производства, но правительству не хватило выделить необходимые ресурсы. Бразилию не исключили из проекта только из-за инцидента с космическим челноком 'Колумбия', который привел к задержкам в строительстве на МКС. Но национальное участие в проекте было значительно сокращено.
Это не главное фиаско бразильской Космической программы. Бразилия, Индия и Китай начали свои программы почти одновременно где-то около четверти века назад. Китай превратился в важный центр запусков и стал третьей в мире страной, самостоятельно запустившей собственного астронавта на орбиту. Индия также обладает собственными возможностями запускать спутники. Бразилии пока не удалось преодолеть неудачные попытки запуска собственной ракеты-носителя VLS. Последняя ракета-носитель взорвалась на платформе военной базы в Алкантаре в августе 2003 года, что привело к гибели 21 человека.
Бразильская научная общественность подвергла резкой критике, причем объективной, полет Маркуса Понтеса на МКС. По мнению президента Бразильского общества в целях прогресса науки Энио Кандотти, 'за подвоз пришлось расплачиваться'. Астроном Роналдо Рожерио ди Фрейтас. Считает, что 'полет Маркуса Понтеса является в действительности крупным предвыборным ходом правительства'. Биолог Фернандо Рейнах в статье, опубликованной 'Эстаду', расценил это как растранжиривание и без того скудных средств. На 10 миллионов долларов, по его подсчетам, можно было бы подготовить 290 докторов в Бразилии или 150 в других университетах мира. Но Луле тогда не пришлось бы хвастать, что он отправил кого-то в космос.