Иран готов в научном и в техническом отношении построить атомную бомбу в течение двух лет. "Но мы делать этого не будем, поскольку разрабатываем исключительно мирные ядерные технологии", - сказал вчера в Москве один из иранских дипломатов корреспонденту ИТАР-ТАСС.
Два дня назад Россия осудила начавшееся в Иране промышленное обогащение урана. Однако, по мнению экспертов, оснований для тревоги пока нет. Они продолжают надеяться, что иранский кризис можно урегулировать мирным путем. Россия заинтересована в этом особо, так как хочет строить газопровод из Ирана в Индию.
Министр иностранных дел Сергей Лавров не хочет делать из иранской ядерной программы "поспешных выводов". Тем не менее, его министерство критикует сообщения, поступающие из Ирана, согласно которым Исламская республика теперь в состоянии производить топливный материал для своих будущих атомных электростанций самостоятельно. "Это шаг в неправильном направлении", - такими словами отреагировала на это Москва. Там никто не верит, что иранцы добились уже слишком многого. "Им потребуются минимум два года, чтобы разработать ядерное оружие. Помимо этого Ирану необходимо увеличить количество своих центрифуг со 160 до 50000, и он должен провести большое количество испытаний", - говорит генерал-полковник Виктор Есин, бывший начальник штаба российских Ракетных войск стратегического назначения.
Специалист-ядерщик Игорь Линге называет начало обогащения урана в Иране "самым первым шагом на пути к статусу ядерной державы, который проделали 50 лет назад Россия и США". Иран сегодня достиг 3,5- процентного обогащения, а для производства ядерного оружия необходимо, по меньшей мере, 80-процентное обогащение, напоминает директор московского Института атомной энергии.
По оценке бывшего министра по атомной энергии Виктора Михайлова, Иран в настоящее время пока не в состоянии производить достаточное количество ядерного топлива для первого реактора АЭС. Тегеран своими сообщениями об успехах хочет лишь произвести эффект на ядерные державы. "Иранское руководство вскоре примет российское компромиссное предложение об организации обогащения урана на совместном предприятии на российской территории", - считает Михайлов.
Пока иранское руководство отвергает требования России прекратить обогащение урана и остановить всякие исследовательские работы в ядерной области. "Исследования Ирана в ядерной сфере все равно, что новый водопад. Его не остановить", - сказал два дня назад представитель тегеранского правительства. При этом Исламская республика не хочет отказываться от российской инициативы. "Для принятия решения нам необходимы несколько месяцев. В конце концов, нам перед этим нужно уточнить массу сложных вопросов, связанных с финансированием и собственностью", - сказал один из дипломатов.
Наблюдатели в Москве не исключают, что Кремль может в будущем поддержать санкции ООН против Ирана. Это будет фактически объявлением Москвой войны своему самому важному ближневосточному партнеру. Однако перед этим Москва хочет использовать для урегулирования иранской проблемы все мирные средства, так как речь идет о больших деньгах. Россия заинтересована в строительстве в Иране атомных электростанций. Она хочет сохранить Иран в качестве платежеспособного покупателя своего вооружения. Теперь к этому добавляется еще один интерес: крупнейший в мире газовый концерн "Газпром" собирается принять участие в освоении громадного иранского газового месторождения "Южный Парс". Об этом сказал вчера глава правления Алексей Миллер после встречи с иранским послом Голямрезой Ансари (Gholamreza Ansari). Наряду с добычей газа "Газпром" планирует осуществить еще один крупный проект, связанный со строительством газопровода между Ираном, Пакистаном и Индией.