Некоторые считают, что Путин намеренно сократил объемы добычи, другие ссылаются на неэффективность. Как бы то ни было, мировые цены растут.
На протяжении значительной части последнего десятилетия Россия, будучи вторым по величине производителем и экспортером нефти в мире, обеспечивала дополнительные объемы поставок, чтобы удовлетворить растущий мировой спрос на энергоносители. Однако теперь добыча в стране не растет, а предложения на глобальном рынке явно недостаточно. Момент для прекращения роста Россия выбрала самый неподходящий, и эксперты расходятся во мнении относительно того, почему страна перестала быть компенсирующим производителем.
Некоторые считают, что президент Владимир Путин намеренно удерживает уровень добычи на неизменном уровне, чтобы сохранить высокие цены и повысить влияние России. Другие утверждают, что это скорее результат неэффективного государственного управления нефтяным бизнесом. Как бы то ни было, неспособность России оправдать ожидания и увеличить добычу способствует сохранению чрезвычайно высоких цен.
По мнению Андрея Илларионова, который до 27 декабря прошлого года занимал пост советника президента по экономическим вопросам, его бывший начальник намеренно воздерживается от увеличения добычи. У Илларионова, которого некогда называли вторым самым влиятельным человеком в России, возникли разногласия с Путиным из-за захвата государством частных производителей нефти в 2004 г., особенно "ЮКОСа", тогда крупнейшей частной нефтяной компании страны. "Американцы и другие потребители платят за то, что российские власти разрушили "ЮКОС", - сказал бывший советник в одном из интервью. - Разрушение "ЮКОСа": означает меньше нефти на рынке. Это означает, что предложение уменьшилось, а спрос остался. А это означает рост цен".
Андерс Аслунд (Anders Aslund), бывший экономический советник российского правительства, старший научный сотрудник вашингтонского Института международной экономики, также считает, что Путин целенаправленно проводит стратегию по сохранению мирового предложения нефти недостаточным, а цен высокими. Аслунд указывает на январское заявление Путина о том, что Россия будет диверсифицировать свою экономику и отходить от нефти. "России гораздо важнее, что ей платят, чем то, что она производит, - говорит он. У России нет мощных стимулов для инвестирования в нефть и газ".
Другие с подобными обвинениями не согласны. "Илларионов весьма талантливый, но обиженный одиночка", - говорит Клиффорд Купчан (Clifford Kupchan), эксперт в энергетической отрасли и бывший сотрудник Госдепартамента США, ныне возглавляющий европейские программы консалтинговой компании Eurasia Group. Он говорит, что сомневается в том, что Путин намеренно ограничил добычу нефти, но при этом возвращение России к государственной монополии в этой отрасли оказало определенное влияние, сделав неэффективным сектор, который процветал в частных руках. "Я бы сказал, что уничтожение "ЮКОСа" в сочетании с другими нерыночными препятствиями к увеличению добычи в России оказали влияние на рост цен на нефть", - заключил он. Упомянутые им препятствия включают высокие налоги, которыми облагаются иностранные и частные нефтяные компании, ограничение иностранных инвестиций в природные ресурсы страны и советский, бюрократический стиль управления.
Рост на 50%
В 1998 г. Россия добывала около 6,2 млн. баррелей нефти в день. К 2004 г. эта цифра выросла на 50% до 9,2 млн., выведя Россию на второе место после Саудовской Аравии (10,4 млн. в день). Россия экспортирует около двух третей добываемой нефти. Мощный скачок произошел как раз тогда, когда мировой спрос на нефть резко вырос - с 74 млн. баррелей в день в 1998 г. до 82,5 млн. в 2004 г. При этом Россия обеспечивала удовлетворение значительной части прироста спроса. Но с 2004 г., когда Путин захватил "ЮКОС", добыча нефти в стране остается практически на одном уровне.
Несмотря на обширные нефтяные запасы, рост составляет менее 3% в год. Доказанные ресурсы страны обычно оцениваются в 50-120 млрд. баррелей. В среду расположенное в Париже Международное энергетическое агентство, сославшись на сложности, вызванные приходом государства в российский нефтяной сектор, пересмотрело свой прогноз по дополнительной добыче в этом году в сторону уменьшения до 265 тыс. баррелей в день, что соответствует росту в 2,8%. Управление по энергетической информации, статистическое подразделение Министерства энергетики США, сделало еще более пессимистический прогноз. Во вторник оно объявило, что ожидает от России увеличения добычи всего на 1,5% в этом году и на 1,2% - в следующем. Ведомство считает, что в замедлении роста виноваты налоги на экспорт, которые отбивают у производителей желание вкладывать деньги в содержание существующих месторождений и в разработку новых.
ОПЕК загружена "под завязку"
Пересмотр прогноза российского роста стал еще одним фактором, толкающим мировые цены на нефть вверх. Вскоре они вполне могут перешагнуть прошлогодние 70,85 долларов за баррель. Мощности в странах-членах ОПЕК загружены практически полностью. Ситуация с мировым предложением ухудшается сокращением добычи в Нигерии, где действия мятежников приводят к тому, что рынок недополучает полмиллиона баррелей в день.
Тем временем Управление по энергетической информации предсказывает, что мировой спрос на "черное золото" в этом году вырастет до 86,5 млн. баррелей в день. Хотя Купчан, работавший дипломатом в администрации Клинтона, не верит, что ренационализация нефтяного сектора России ставила своей целью вызвать рост цен, он уверен, что Путин планировал получить влияние на региональную и глобальную политику в мире, ощущающем нехватку нефти. Так, недавнее прекращение Россией поставок газа на Украину многие восприняли как наказание страны по политическим причинам. "На мой взгляд, захват российским правительством командных высот в энергетическом секторе стал самым мощным импульсом для российской дипломатии со времен распада Советского Союза. - говорит Купчан. - Эта страна сильна своей нефтью, вот что важно."