Евросоюз жестко отреагировал на заявление главы Газпрома Алексея Миллера, потребовавшего для его компании "свободы в освоении европейских рынков". Это означает, что Газпром требует для себя доли в западных компаниях-партнерах. В ответ на это Еврокомиссия сообщила о намерении "диверсифицировать поставщиков и энергоканалы". Эксперты считают заявления обеих сторон блефом
Centrica - камень преткновения
В качестве преамбулы к событиям, которые переросли в крупнейший международный скандал, следует напомнить, что Газпром является крупнейшим поставщиком газа в Европу, поставляющим туда более 200 млрд. кубометров в год. В основном он доставляет газ до европейских границ и продает его оптовикам. Однако с некоторых пор российская монополия пытается воспользоваться плодами либерализации энергетического сектора Европы и продавать газ непосредственно потребителям.
В новой экспортной стратегии Газпрома прямо говорится, что при обсуждении продления долгосрочных контрактов на поставку газа в европейские страны концерн будет требовать от партнеров переуступки в свою пользу "части объемов (включая транспортные мощности и рынки сбыта)". Последним примером подобных требований можно назвать желание Газпрома поглотить британскую компанию Centrica, являющуюся крупнейшим в Британии поставщиком газа. Однако антимонопольные органы Великобритании заблокировали эту сделку, и именно это обстоятельство послужило отправной точкой для начала нынешнего скандала.
Шантаж не удался
На внеплановой встрече с послами стран Евросоюза "главный газовщик" России в ультимативной форме потребовал от Европы не мешать его компании осваивать европейские рынки. В случае отказа Алексей Миллер пригрозил ЕС возможной переориентацией Газпрома на другие рынки. "Газпром располагает самыми крупными ресурсами углеводородов в мире и способен надежно обеспечить растущий спрос на газ в Европе. Но нельзя забывать, что мы активно осваиваем новые рынки, такие как Северная Америка и Китай", - намекнул глава газового монополиста.
Ответ Европы на газпромовский ультиматум ждать себя не заставил и получился весьма резким: в Еврокомиссии дали понять, что, переведя вопрос поставок в политическую плоскость, монополист подтвердил свою ненадежность в качестве поставщика. "Заявление господина Миллера дает основания для беспокойства относительно растущей зависимости энергообеспечения Европы и. . . необходимости диверсифицировать как наших поставщиков, так и энергоканалы", - резюмировал в официальном коммюнике представитель еврокомиссара по делам энергетики Ферран Тарранделлас Эспуни. Что же касается "желания" Миллера осваивать новые рынки, то, по словам Эспуни, "это их дело, если они хотят увеличить круг потребителей".
Миллер погорячился
Многие масс-медиа восприняли обмен ультиматумами между Газпромом и Евросоюзом как трагедию: "Холодная война трансформировалась в газовую", "Газовый удар", "Газпром душит Европу" - вот лишь немногие заголовки российских и западных изданий. Однако, по мнению экспертов, демарш Газпрома и последующую реакцию Европы не стоит драматизировать.
Начнем с того, что переориентация российской монополии на альтернативные рынки в силу чисто технических причин может занять не менее 15 лет. Однако для этого уже сегодня Газпрому необходимо перекроить всю свою политику, в чем Россия не заинтересована. Ведь переориентация потребует инвестиций, а газовый монополист сейчас целиком и полностью финансово зависит от экспорта газа, который так или иначе нынче продается европейским покупателям.
По мнению аналитика компании FIM Securities Дмитрия Царегородцева, если Газпром примет решение перекроить географию сбыта и не будет брать новых обязательств, то реальная альтернатива европейскому рынку может появиться только к 2020-2025 годам. Но даже если к 2025-му альтернатива европейскому рынку и появится, то российский газовый монополист вряд ли откажется от последнего. Как уже упоминалось, сегодня Газпром поставляет в Европу чуть более 200 млрд. кубометров газа в год. В Америку же и Китай планируется экспортировать 20 и 80 миллиардов, соответственно. Логично будет предположить, что Газпрому нет причины терять прибыль со 100 млрд. кубометров в год. Поэтому "шантаж" в отношении Европы больше похож на блеф.
В центре внимания
Der Tagesspiegel:
"Если тебе не нравится то, что я делаю, я просто-напросто перекрою тебе кран". По такому принципу государственный монополист Газпром уже действовал против Украины. Теперь настала очередь и ЕС. До того момента, пока из Сибири на Восток не протянется ни одного трубопровода, Западу нечего беспокоиться, однако в перспективе русские планируют осваивать новые рынки сбыта. . . Манера России вести диалог с Западом сводит на нет все усилия: с тем, кто действует угрозами, нет смысла сотрудничать как с партнером".
La Stampa:
"С колебаниями цены на нефть около отметки в 75 долларов за баррель перспектива лишиться российских поставок газа - и даже рисковать сокращением импорта - выглядит катастрофической для ЕС. На горизонте, таким образом, замаячил энергетический кризис, который может оказаться более серьезным по сравнению с зимой, когда между Украиной и Россией разгорелась газовая война, а Европе пришлось расплачиваться за это. Кризис более серьезный, поскольку на этот раз возможное сокращение поставок будет не побочным эффектом другой нерешенной проблемы, а прямым результатом новой российской стратегии".
Financial Times:
"В долгосрочной перспективе наилучшей реакцией со стороны Европы была бы диверсификация источников энергоносителей, что может означать вложение новых инвестиций в ядерную энергетику. Но в краткосрочной перспективе зависимость от Газпрома неизбежна. Возможно, было бы лучше связать Газпром обязательствами поставок в Великобританию, позволив им купить активы Centrica, которые едва ли имеют стратегическое значение. Этот аргумент был бы еще убедительнее, если бы взамен обеспечивался доступ к разработке российских газовых месторождений".