Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Федор Крюков, за что мы ему крайне признательны
____________________________________________________________
Американские инвесторы предпочитают не инвестировать в "недемократическую" Россию, а вместо этого рекой льют деньги в авторитарный Китай. На самом деле, они должны были бы быть столь же оптимистичны по поводу России, как и по поводу Китая, принимая во внимание тот факт, что средний российский потребитель тратит в четыре раза больше чем китайский, а доходы у него растут быстрее. Американский бизнес гоняется за надеждой на будущие продажи в Китае, а россияне покупают уже сегодня. Это аномальное пренебрежение российскими рынками со стороны американцев имеет отрицательное влияние на их прибыль.
Если смотреть на внутренний валовой продукт (ВВП), китайская экономика в три раза больше российской. Китайский ВВП также растет быстрее, 9,8% в 2005 г. по сравнению с российскими 6,4%. (Американская экономика выросла на 3,5%.)
Однако американские компании инвестируют в другие страны с целью получить прибыль от новых иностранных клиентов, а не для того, чтобы поднять ВВП. Клиенты покупают больше, когда рост ВВП умудряется попасть к ним в карманы через увеличившиеся доходы. Имея это в виду, российские цифры выглядят более внушительно. Среднедушевой доход в России в 2004 г. составил 3950$, в три раза выше, чем китайские 1280$.
Эти более высокие российские доходы также растут быстрее. На протяжении последних пяти лет, доходы среднего россиянина росли на 26% в год, а китайца - на 10%. На протяжении последних 15 лет, доходы китайцев росли на один и тот же процент каждый год, а в России ежегодный прирост каждый раз повышался на 3% - поставив новый рекорд в 36% в 2004 г.
Еще одной приманкой для инвесторов является то, что у россиян самый высокий располагаемый доход из всех многообещающих стран группы "БРИК" (Бразилия, Россия, Индия и Китай), изобретенной компанией Голдман Сакс (Goldman Sachs). Процент дохода, который можно считать "располагаемым" - т.е., то, что можно либо потратить, либо сохранить на черный день - примерно одинаков. Но, хотя российские цены выше китайских примерно на 15%, доходы с поправкой на цены в России все равно на 260% выше, чем в Китае.
Более высокий процент россиян может позволить себе покупать больше, так как российский экономический рост повлиял на более широкие слои населения, чем в Китае. Самые богатые 10% китайского населения покупают одну треть всех товаров потребляемых в стране; в России самые богатые 10% покупают около одной пятой всех товаров. Более того, типичные личные расходы представителя самой бедной одной пятой части российской общества превышают расходы представителей самой богатой пятой части китайского. Это значит, что если какой-то продукт предназначен для покупателей, у которых есть 1370$ в год на личные расходы, то и в Китае, и в России есть примерно одинаковое количество людей, которые смогут это себе безболезненно позволить.
Является ли успех российской экономики временной случайностью? Может быть. Но в долгосрочной перспективе этот успех не менее вероятен, чем китайский. Рост российской экономики вызван повышающимися ценами на нефть и отечественным потреблением, китайский рост - экспортом и иностранными инвестициями. Обе эти стратегии рискованны. Однако цены на нефть будут продолжать подниматься, пока существует нестабильность на Ближнем Востоке и растет общемировой спрос на нее - кажется, что оба этих фактора будут с нами еще долгое время. Факторы китайского роста менее надежны. В главном рынке для китайского экспорта, в США, растет политическое недовольство торговым дефицитом в 200 млрд. $. Американские потребители набрали безответственный уровень долгов, и зарабатывают меньше чем раньше (после инфляции). Сколько осталось времени до того, как американцы либо не захотят, либо не смогут больше оплачивать "взлет Китая"?
Инвесторы также будут не правы, если будут рассматривать российское правительство как заслуживающее доверия в меньшей степени, чем китайское. У обеих стран есть проблемы с соблюдением прав на собственность; российское правительство арестовывает бизнесменов, которые лезут в политику, а в Китае не защищаются патенты и авторские права. Обе страны получили низкие оценки в "индексе восприятия коррупции" от Trancparency International. Россия получила худшую оценку (2,4) чем Китай (3,2) - но погрешность здесь выше разницы между этими уровнями восприятия коррупции. Пекин не лучше Кремля для бизнеса.
И все же, США не спешат завоевать долю российского рынка. Начиная с 1998 г., тенденции американских прямых инвестиций в России показывают, что мы отстаем. Американские прямые инвестиции в Россию составляют одну седьмую часть наших инвестиций в Китай - для шести европейских членов "Большой семерки" (семь самых богатых стран), эта пропорция составляет от половины до трети. Американские инвесторы особо и не бегут вдогонку. Среднегодовой рост американских прямых инвестиций в России является одним из самых низких среди стран "большой семерки". Однако американские инвестиции в Китае опережают всех кроме Японии, и достигли нового рекорда в 15 млрд. $ в 2004 г.
Российская экономика растет феноменальными темпами, но американцы упускают шанс участвовать в этом. Надежды на завтрашние китайские рынки не должны ослеплять американских инвесторов так, что они не замечают возможности в сегодняшней России. Инвесторы должны дать возможность экономическим показателям, а не предубеждениям, влиять на принятие своих решений.
Автор является исследователем-аналитиком для Совета по международным отношениям США (Council of Foreign Relations) и специализируется на военном и экономическом развитии Китая.
Источник: Johnson's Russia List, 2006-#93, 21 April 2006, item #22.
____________________________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Федор Крюков
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей