Меня снедают глубокое беспокойство и тревога - я только что вернулся из поездки в Россию. Ее президент Владимир Путин, хотя и говорит временами на языке свободы, уже растерял практически весь кредит демократического доверия. В его стране все еще проходят выборы, но Путин ограничил свободу слова, раздавил частные неправительственные организации, уменьшил число политических партий и манипулирует судами.
Многие из тех, с кем мне довелось разговаривать, сказали, что уверены: Путин действительно внесет поправки в российскую конституцию, чтобы получить возможность баллотироваться на президентских выборах в третий раз. Неудивительно, что независимая организация Freedom House, которая следит за развитием демократии во всем мире, опустила Россию в своих рейтингах с позиции 'частично свободной' страны до 'несвободной', поставив ее в один ряд с Кубой и Ираном.
Это еще не все. При Путине российская власть проявила антидемократические тенденции в отношениях со странами СНГ и Балтии (Newly Independent States), некогда принадлежавших к Советскому Союзу. Правительство Путина попыталось помешать демократической революции на Украине, и при этом оно поддерживает жестокий режим в Беларуси. Кроме того, Россия, пытаясь поставить под контроль территории, некогда бывшие ее имперскими владениями, манипулирует правилами торговли и ценами на энергоносители. И, наконец, правительство Путина против желания властей Грузии и Молдовы до сих пор держит на территории этих стран свои войска.
И все же в этом году России представляется редкостная возможность и во внутренних, и во внешних делах начать жизнь с чистого листа. Впервые с 1998 года, когда Россия стала полноправным членом группы ведущих развитых стран, она станет председателем этого клуба. И если Путин действительно хочет восстановить доверие к себе и поддержку со стороны ведущих демократических держав мира, на июльской встрече 'Большой восьмерки' в Санкт-Петербурге ему следует огласить комплексную программу, которой он мог бы подтвердить: Россия по-прежнему привержена политике поддержки свободы внутри страны и во всем мире.
В частности, Путину следует заявить, что он разрешит существование в России независимых средств массовой информации, что он будет оказывать поддержку по-настоящему плюралистической политике, что он не будет чинить препятствий деятельности неправительственных организаций. Он должен также ясно высказаться в поддержку демократии в СНГ и Прибалтике.
Если же он этого не сделает, то остальным семи членам 'восьмерки' необходимо вместе с Европейским Союзом начать проводить активную программу работы с Россией по этим вопросам. Мы должны в рамках совместных действий увеличить финансирование организаций, работающих внутри России на права человека, на демократию, на судебную реформу и на появление в стране гражданского общества. При этом в любом случае некоторая часть преобразований должна исходить от самой России. Только частный сектор экономики страны может создать здоровый средний класс, который со временем станет базой для развития стабильной российской демократии.
Однако усилия по улучшению России не приведут ни к каким результатам, если мы просто уберем эти вопросы со стола переговоров. Поэтому я не согласен с теми, кто считает, что в будущем Россию необходимо исключить из формата встреч 'Группы Восьми' - хотя преследуемые ими цели я вполне разделяю, - но одинаково неправильным было бы с нашей стороны, скажем, предлагать Всемирной торговой организации или любому другому международному органу поступиться своими правилами из-за России. Тем самым мы будем как бы поощрять Россию в ее нынешних действиях.
Времена 'Холодной войны' прошли; Соединенные Штаты и Россия - больше не враги друг другу. И в ближайшие годы, если мы еще надеемся остановить ядерные амбиции Ирана и распространение оружия массового поражения, выиграть войну с терроризмом и распространять мир во всем мире, России предстоит сыграть очень важную роль. Соединенные Штаты должны сделать все, что в их силах, чтобы убедить российское руководство двинуться в правильном направлении. Необходимо включиться в совместную работу с нашими союзниками и разработать твердую программу по взаимодействию с Россией, в результате которой Россия стала бы свободной и демократической страной, чего российский народ, не сомневаюсь, достоин.
Уильям Фрист - сенатор от штата Теннеси (Республиканская партия), лидер большинства в Сенате.