Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Воспоминание о прежних временах

В 1990 г. мир был полон надежд. Как обстоят дела сегодня?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Начиная вести эту рубрику в январе 1990 г., я возлагал большие надежды на новое десятилетие. Советский Союз трещал по швам, Америка за годы правления Рональда Рейгана восстановила свое экономическое и политическое основание, а Европейский Союз неуклонно двигался к ликвидации барьеров на пути торговли и инвестиций. Но, оглядываясь назад, я вижу, что прогресс человечества развивается не по прямой линии, а рывками

Начиная вести эту рубрику в январе 1990 г., я возлагал большие надежды на новое десятилетие. Советский Союз трещал по швам, Америка за годы правления Рональда Рейгана восстановила свое экономическое и политическое основание, а Европейский Союз неуклонно двигался к ликвидации барьеров на пути торговли и инвестиций. Но, оглядываясь назад, я вижу, что прогресс человечества развивается не по прямой линии, а рывками.

В те дни мой оптимизм относительно стран, лежащих к востоку от Одера, был обоснован. Советская 'империя зла', как назвал ее президент Рональд Рейган, распадалась и окончательно рухнула в конце 1991 г., благодаря чему 14 нерусских республик освободились от власти московского политбюро. Порабощенные империей народы Центральной Европы освобождались уже в то время, когда я писал свой первый материал в рубрику Global View. Всего за несколько недель до этого восточные немцы разрушили стену, отделявшую их от свободы.

Но сегодня испытываешь дежа-вю. Вновь на марше российский империализм, возглавляемый кликой засевших в Кремле чекистов, так и не утративших вкуса к авторитаризму.

Арабо-израильские отношения хуже, чем в 1990 г., по крайней мере, в политическом смысле. Билл Клинтон и президент Израиля Ицхак Рабин совершили в 1994 г. колоссальную ошибку, дав Ясиру Арафату, который всю свою жизнь оставался террористом, власть над Газой и Западным Берегом. Данное им в Осло обещание признать право Израиля на существование ничего не стоило, и сегодня палестинские террористы по-прежнему стремятся сбросить Израиль в море.

Европа в 1990 г. пыталась с переменным успехом стабилизировать обменные курсы валют, а канцлер Германии Гельмут Коль чуть не совершил большую ошибку, предложив ввести в только что освобожденной восточной Германии валютный режим, благодаря которому ее разрушенная промышленность оказалась бы фактически вне конкуренции с остальной Европой. Но, несмотря на огромные средства, выделенные западными немцами на вспомоществование восточным, континентальная Европа решила, в конце концов, проблему с обменными курсами, введя в 2002 г. единую валюту, евро.

Крупнейшими достижениями европейцев после 1990 г. были введение единой валюты, продолжение движения к общему рынку и увеличение числа стран-членов Европейского Союза более, чем вдвое, до двадцати пяти. В результате, население ЕС составило 460 млн. человек, а объем производства примерно сравним с американским. Но 'старая Европа' все еще борется с высоким уровнем безработицы и медленным экономическим ростом, что частично связано с тем, что своей развитой системой социального обеспечения она субсидирует бездельников. Обострились трения между коренным населением и иммигрантами. Европа больше не является столь же надежным союзником США по НАТО, каким она была в 1990 г.

Разумеется, немало сюрпризов преподнесла Азия. После поездки в Токио в апреле 1990 г. я писал о том, как японское 'чудо' достигло высшей точки, и 'работа большого сердца японского капитализма стала нарушаться'. Центральный банк преднамеренно проколол финансовый пузырь завышенной стоимости активов, вызвав банковский кризис, продолжавшийся 15 лет.

Между тем, соседний Китай пробуждался от долгого маоистского сна, что я понял после посещения современного завода мотоциклов, открытого гонконгским предпринимателем в Шэньчжэне (Shenzhen), бывшей рыбацкой деревушке к северу от Гонконга. Я не мог представить себе, что через полтора десятилетия в этом городе появятся небоскребы и гигантский контейнерный порт, сравнимые с гонконгскими.

Но времена меняются. Япония начинает выкарабкиваться из состояния застоя, а из Китая поступают сигналы о нарастании внутренних противоречий авторитарного правления. Своим мощным ростом он был обязан иностранному капиталу, допущенному в страну в 1980-е годы, а не доморощенному капитализму. Но теперь Пекин столкнулся с социальным недовольством: разрыв между богатыми и бедными увеличивается, а поднимающий голову средний класс требует большей политической свободы.

Один историк из Оксфорда сказал мне, что империи не просто возвышаются и рушатся, а часто колеблются между верхней и нижней точкой. То же самое, на примере Японии, можно сказать о национальных государствах. Но порой внешность обманчива. Нынешнее благосостояние России - всего лишь результат высоких цен на нефть, а не экономической политики, направленной на поддержку предпринимательства. Кремль нажился на энергетическом буме, экспроприировав активы гигантской российской нефтяной компании 'Юкос'. Государственный концерн 'Газпром' стал основным инструментом российской внешней политики, заключающейся в шантаже соседних государств при помощи природного газа.

Разумеется, темой моих материалов часто становились США. Я приветствовал политику администрации Буша, направленную на продвижение политической свободы по всему миру. У какой другой страны хватило бы силы и амбиций для того, чтобы взяться за столь благородную задачу? В том, что она вызвала ненависть тиранов и террористов, нет ничего удивительного. Но если американский народ не отступит от убеждений отцов-основателей, то свобода продолжит проникать в темные и неприступные места. Это волна будущего.

Как читатели могут догадаться по вышесказанному, это мой последний материал в рубрике Global View. Счастливо проработав 54 года в крупнейшей информационной организации, в конце этой недели я ухожу на пенсию. Я займусь написанием книги о 36 годах журналистской и редакторской работы над редакционными статьями Wall Street Journal.

Удовольствие от работы в этой рубрике частично связано с тем, что я имел возможностью обменяться мнениями с читателями. Позвольте мне еще раз поблагодарить всех тех, кто не пожалел своего времени на то, чтобы поделиться со мной своими мыслями и критическими замечаниями. Чрезвычайно редко читатели прибегали к непристойностям, чтобы выразить свое несогласие, но я вырос на ферме в Индиане, и к такому дискурсу приучен давно. Вполне могу понять враждебную реакцию на проповеди газетного колумниста, поскольку я и сам, бывает, впадаю в ярость, когда не согласен с журналистом, видящим мир в ином свете. Но, к счастью, в Америке ни одна сторона не может прибегнуть к силе государства для того, чтобы подавить другую.

Я передаю эту рубрику гораздо более молодому и талантливому автору. Было здорово, но все хорошее кончается. Саенара.

Дж. Меллоун уходит с поста заместителя международного редактора The Wall Street Journal

____________________________________________________________

Избранные сочинения Джорджа Меллоуна на ИноСМИ.Ru

Хитроумные ходы Путина все менее занятны ("The Wall Street Journal", США)

Гэбистские инстинкты Путина - медвежья услуга России ("The Wall Street Journal", США)

Незадачливый империалист Владимир Путин ("The Wall Street Journal", США)

Сообщение, которое послал Беслан: у террористов нет души ("The Wall Street Journal", США)

Простить Россию? Прощать пришлось бы слишком многое ("The Wall Street Journal", США)